Архитектурные термины E ( лат., нем. ) Emblem - Ex voto

Emblem - эмблема, в античности металлическое украшение символического значения, позднее обозначение всякого символического изображения - Атрибут, - Символ, знак

Empire - ампир (от лат. imperium империя [Наполеон I]). Заключительная фаза классицизма. В 1800-1830 гг. распространился из Парижа по всей Европе

Empore - эмпоры. Трибуны или галерея в интерьере церкви. Увеличивают площадь пола, отделяют определенные группы общины - напр., женщин, придворных, монахинь (хоры для монахинь, обычно на западной стороне), певчих церковного хора; возвышают место для органа (в осн. на западной стороне) или же благородно членят стену. Особенно в романском стиле Э. раскрывают стены продольного здания и играют роль третьего ритмического элемента между аркадами нижнего этажа и рядами окон верхних световых проемов. В церквях с эмпорами периода Ренессанса и барокко они часто простираются до сводов и играют одновременно важную роль в компоновке пространства. Однако Эмпоры не являются строго обязательной составной частью церковного помещения. В центрических сооружениях они располагаются над обходом, в базилике над боковыми нефами, в трансепте (Хильдесгейм, 79) или над западным входом, в многонефиых и зальных церквях стоят на отдельных каркасах и часто сооружаются дополнительно, как, напр., в церквях, ставших позднее евангелическими. Различают: 1) истинные эмпоры - расширенный верхний ярус; 2) южные эмпоры - проемы, ведущие только к стропильной ферме; 3) мнимые эмпоры - простые проемы в стенах, за которыми нет никаких эмпор как таковых

Emporenhalle - зал с эмпорами -» Архитектурные типы церквей

Enfilade - анфилада (фр. нанизывание). Ряд комнат, двери которых расположены по одной оси и обеспечивают обзор через все комнаты. Возникла во Франции ок. 1650 г., распространилась в барочных дворцах.( см. Версаль )

Engel - ангел (от греч. angelos вестник) в библейском смысле бесполый чистый дух, посредник жщу Богом и людьми. Со времен раннего христианства обычно изображался в виде крылатого юноши с нимбом; в итальянском Ренессансе также в виде девушки. Иерархия по возрастающей 9 ангельских чинов по Дионисию Ареопагиту (I в.), в формулировке VI в. (нем., греч., лат.):
III лик: 1. Ангелы, Angeloi, /ngeli; 2. Архангелы, Arcbangeloi Archangeli; 3. Начала, Archax, Prinzipatus; II лик: 4. Власти, Exousiai, Virtutes; 5. Силы, Dynameis, Protestates; 6. Господства, Kuriotbes, Dominationes; I лик 7. Престолы, Thronoi, Tbroni; 8. Херувимы (др.-евр. Cherub, ед. ч.); 9. Серафимы (др.-евр. Seraph, ед. ч.). Особые отличительные знаки получили: 1.4 архангела-. Гавриил (скульптурные архитектурные украшения (-Благовещение» от Луки 1,19 и 26-38); Михаил (от Даниила, 12,1); Рафаил (Тобиас 5,18); Уриил, или Ариил (по Ми-драшу);
2, Ангелы-хранители (Матфей 18, 10);
3. Херувимы в виде человеческих фигур с 4 усеянными глазами крыльями (с VIII в. 6 крыльев) и 4 головами по видению Иезекииля) совершеннейшие творения: орел, лев, телец, ангел. С VIII в. символ -» Евангелистов. В искусстве изображается, как
правило, только с человеческим лицом. Символический цвет красный;4. Серафимы (др.-евр. - светящаяся змея). По Исайя 6,2 и 6,6
ангелы у трона Божия, 2 крыльями прикрывают голову, 2 крыльями ноги, а с помощью 2 оставшихся летают. Символы быстроты, с которой должна исполняться юля Божья. Символический цвет голубой;
5. Ангелочки -»Скульптурные архитектурные украшения

Englischer Garten - английский парк -> Садово-парковое искусство

Entasis - энтазис (грсч. напряжение), более или менее мягкое утолщение -> колонны примерно до середины ее ствола (античность и произошедшие от нее стили)

Entrelacs - эитрелакс. Орнамент из переплетенных линий

Epistelseite - сторона чтения посланий апостолов. Расположенная по отношению к западному входу правая (южная) сторона церкви и алтаря, на которой читаются послания апостолов. Она называется также мужской, так как со времен Средневековья там обычно сидят мужчины. Противоположная -сторона чтения Евангелий

Epystil, Epystilion - эпистиль -»Архитрав

Epitaph - эпитафия (грсч. надгробная надпись). Встречающаяся с XIV в. памятная надпись умершем) в виде плиты, установленной на наружной или внутренней стене церкви, на столбе или в крестовом ходе. Не является собственно надгробием, так как под ней или за ней нет могилы. 2 основные формы: 1) на плите, как на вертикально установленной надгробной плите или камне, есть надпись и часто изображение умершего; 2) позже вокруг портрета умершего изображается какая-либо сценка: напр., коленнопреклонепный к ногам распятого Христа, часто с семьей. В Ренессансе и барокко эпитафия превращается в многоэтажное роскошное сооружение духовно-символического содержания

Erbärmdebild - изображение Страстей Господних. Распятый на кресте Христос с терновым венком, рубцами от ран, в набедренной повязке, часто с покровом и в ручных кандалах. С XTV в., особенно в Германии -» Пыточный столб

Еrкеr - эркер. Закрытый выступ на фасаде или углу здания. Как правило, не связан с землей, но может простираться в высоту на несколько этажей. Одноэтажный полукруглый или многоугольный эркер встречается на южногерманских, особенно нюрнбергских жилых домах. Он возник из алтарного пространства замковой капеллы замка (церковная заповедь запрещает размещать жилые помещения над алтарем). В поздней готике, Ренессансе и необарокко (XIX в.) эркер - излюбленный элемент украшения

Erote - эрос, эрот -> Скульптурные архитектурные украшения

Erzengel - архангел -» Ангел

Estilo Isabel -> стиль Изабеллы

Estrade - эстрада, помост (фр.). Возвышение пола на одну или несколько ступеней внутри помещения, например, перед престолом (—> Кафедра), алтарем, надгробным памятником, в эркере и т. д.


Evangelienseite - расположенная слева от западного входа (северная) сторона церкви и алтаря, на которой читалось Евангелие. Называется также женской стороной. Противоп.: -  Сторона чтения посланий апостолов также апостолами. С IV в. изображаются с помощью соответствующих крылатых символов: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) Орел (Иоанн). Или эти знаки придаются евангелистам в качестве атрибутов (по Исзекиилю 1,514).

Ewiges Licht  неугасимая лампада > Светильник, б [229] Exedra  экседра (греч. уединенное сиденье): 1) апсида 2) задний зал античного жилого дома,

Ex voto  по обету » Вотивная доска






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова