Архитектурные термины B ( лат.) - Basilika - Baustein

Basilika - базилика (греч. stoa basuike = царский зал): 1) первоначально здание, где заседал архонт-басилей, на Агоре в Афинах; 2) римский торговый или судебный зал, обычно фланкированный боковыми нефами и заканчивающийся иногда полукруглой трибуной (-> Апсида); 3) христианское церковное сооружение - продольное здание со средним нефом, который выше боковых нефов и имеет над их крышами ряд окон (верхние световые проемы). Древнехристианская Б. Дальнейшее развитие Б. и се расширение происходят за счет -> Крипты, -> Средокрестия, клироса (-> Хора), - Свода, башен (-> Башня), -> Чередования опор, -> Эмпор, -> Трифория, -> Вестверка и др. В поздней готике Б. теряет свое значение с появлением -> Многонефной церкви павильонного типа, а в Ренессансе и барокко Центрического сооружения и -> Зальной церкви Basis - база. Основание колонны (-> Колонна), основание столба

Bauhütte - «Баухютте». Средневековое ремесленное объе¬динение строителей, первоначально мастерская, позже цеховое объединение строителей и каменотесов, сооружающих средневековую крупную церковь, собор (в Германии, Франции, Англии с XIII в.). Единый облик средневековых кафедральных соборов создается на основе взаимодействия архитектора, ка¬менщика и скульптора. От главных немецких ремесленных объединений строителей в Страсбурге, Кельне, Вене, Регенсбурге и Берне и их многочисленных мелких «филиалов» берут начало общества «свободных каменщиков» («цеховая свобода!»). С уменьшением строительства соборов в XV в. «Б.» вытесняются цехами.

Bauplastik - скульптурные архитектурные украшения. Взаимосвязанные с архитектурой скульптурные украшения на фасаде или в интерьере сооружения. Орнамент в чистом виде (напр, фризы) или пластическое членение здания (лизены, массверк и т. д.) относятся к орнаментике, от которой отличаются фигурные изображения, куда относятся как статуи, так и рельеф. Время расцвета САУ - античность, поздняя романика, готика и барокко. В классицизме они уже вытесняются отдельно стоящими скульптурами, которые в той или иной степени теряют связь с архитектурой. Часто встречающимися формами САУ в виде фигур являются: акротерий (греч. высшая часть), усики аканта, пальметты (относятся, как таковые, к орнаментике!) или скульптурные фигуры (львы, сфинксы и т. д.) как украшения фронтонов храмов и надмогильных памятников. Античность, Ренессанс, Классицизм. Атлант - по имени античного держателя небесного свода. Мощная мужская фигура, которая держит здание вместо пилястров или колонн. Кариатида' (греч.) - женский антипод атланта в длинном одеянии. Из-за предательского поведения жителей деревни Карий во время войны с персами деревенские девушки были взяты в рабство. Отсюда кариатида - рабыня. Кариатида то же самое, что и Кора. Античность и начало Ренессанса, Герма - отдельно стоящая античная скульптура (голова Гермеса на прямоугольном столбе); со времен Ренессанса гермой называют также похожий на атланта торс перед столбами или пилястрами, Амурчик, обычно крылатый маленький мальчик - бог любви, прототип античного Эроса. Широко изображался в мирских сценках периода рококо. Эросы - дети с крыльями в образе маленького Эроса, В период эллинизма излюбленное дополнение к скульптуре или в настенной живописи (Помпеи). Явились прототипами готич. детей-ангелов и фигурок ангелочков в период Ренессанса и барокко. Ангелочки, путти (m.putto - младенец), нагие маленькие мальчики с крыльями или без. Измененный образ готического ребенка-ангела, с раннего Ренессанса, но особенно в период барокко, появляется в алтарях, на иконах, органах, стенах, потолках и галереях церквей. Предназначение - символические повторы основного сюжета. , «Злобная голова», рельефное изображение головы человека или животного для отвода злых духов на домах, в романских церквах на -> Бассейнах для крещения и -> Местах для сидения в хоре. Апотропейная скульптура. Консольные скульптурные украшения представляют сюжеты апотропейного, портретного, религиозного или гуманистического содержания. -» Консоль «Цеховые скульптурные украшения», все, что члены средневековых объединений строителей и каменотесов (см. «Баухютте») создавали в области скульптуры при строительстве кафедральных соборов. Сюда следует также относить и объединения строителей периода ранней романики, создававшиеся, главным образом, монахами. Во Франции ЦСУ размещались на порталах и фасадах, в Германии больше внутри церквей. Рельеф (выпуклая резьба) - скульптурное изображение па плоскости, с которой оно неразрывно связано. Основными формами Р, в зависимости от того, насколько фигуры выступают над плоскостью, являются: 1) углубленный рельеф, фигуры заглублены в плоскость и нигде не выступают из нее; 2) барельеф; 3) полурелъеф; 4) горельеф. В строгом рельефе фигуры стоят четко изолированные от основания, в живописном рельефе они сливаются с плоскостью, которая, в свою очередь, часто представляет собой архитектурный или ландшафтный фон. Из античных рельефов наиболее известны рельефы на метопах (4-угольные плиты с рельефами под водосточным желобом дорического храма, которые в чередовании с триглифами образуют метопные фризы) и фронтонные рельефы в полях треугольных фронтонов античных храмов

Baustein; строительный камень: Бутовый камень - естественный необработанный камень неправильной формы. 2. Булыжник, валун, валунный камень. 3. Тесовый камень, штучный тесаный камень, обработанный до правильной формы, напр., как квадр, прямоугольный массивный блок 4) Кирпич, сырцовый кирпич, из глины или суглинка, устойчивый к погодным воздействиям (обожженный); Фасонный кирпич - кирпич, из которого выполняются строительные элементы сложной формы (откосы арок, массверк кирпичной готики и т. д.) и который поэтому должен изготавливаться в специальных формах. -> Кирпичная постройка Облегченный кирпич, путем дубления дубильного корья, которое при обжиге выгорает, образуя пустоты, получается особо легкий кирпич, применявшийся в готике для возведения сводов, В кирпичной кладке тычковый кирпич обращен кнаружи своей малой боковой такой гранью, а ложковый кирпич - длинной узкой боковой гранью. Другие применения кирпича см. -» Кладка






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова