Знание истории градостроительства

   Архитекторы-градостроители должны быть способны овладеть в полной мере «средствами созидательной работы и самой концепции города».

Придавая большое значение знанию истории градостроительства, Александр Платонович четко определил свое отношение к методу ее изучения. Еще в 1933 г. в докладе на факультете ВАСИ на тему «К вопросу о путях освоения архитектурного наследия прошлого в архитектурно-планировочном проектировании» он говорил:

«. . .Архитектурное наследие прошлого нужно освоить для того, чтобы его преодолеть, освоить для того, чтобы перейти к творчеству своей архитектуры городов, отвечающей новому содержанию коллективизируемого быта, новым его процессам и новому мировоззрению бесклассового общества. Вернее будет даже сказать вместо «перейти к творчеству» — углубить, развить, усилить творчество новой архитектуры и новой планировки городов, так как по отношению к творческим изысканиям последних лет нельзя целиком и огульно ставить знака отрицания...

. . .Нужен сознательный, строгий, но бережливый отбор того положительного, что наметилось нашей архитектурной мыслью, но, что, быть может, еще далеко не оформилось.»

А. П. Иваницкий отмечал необходимость правильно организованного изучения студентами истории градостроительства с глубоким анализом архитектурного наследия прошлого:

«Задачей этой развернутой аналитической разработки должна быть и социальная и художественная сторона.

 

Художественная концепция города

   Так называемые «законы художественной формы» должны быть вскрыты в конкретном историческом освещении и восприняты в таком же понимании. Тогда станет ясной бесцельность имитаторства, бесцельность повторения или фетишизации». И далее он писал: Не будем искать повторений неповторяемого.

Направим свои усилия на накопление знаний и на изучение приемов композиции, приемов построения архитектурной формы, на изучение ее социальной обусловленности, хотя бы в самых сложных зависимостях, и средств ее воздействия на массовое восприятие и в условиях культуры исторических эпох архитектурного расцвета прошлого и в условиях современности». И далее: Мы должны знать не только почему возникла та или иная форма, но и почему она была прекрасна градостроительство и было в древности и должно быть и будет у нас высоким искусством.

Примером того, как понимал Александр Платонович изучение градостроительных принципов прошлых веков, дает сохранившийся конспект его лекций для аспирантов Академии архитектуры СССР (1936 г.). Комментируя труд Альберти, он говорил:

 «. . .город должен существовать не только ради жилищ и ради необходимости, но должен быть расположен так, чтобы оставались свободными широчайшие пространства и места для всего, начиная от частных нужд, вплоть до красивых и отрадных улиц, ристалищ, садов, гуляний, бассейнов и тому подобное»

«Здесь Альберти вводит и практические требования, идеалы, свободного расположения, широких пространств в пределах города, к которым устремлялись желания передовых людей Ренессанса, ушедших из рамок средневекового города.

 

Изучение исторического наследия

    У Альберти было живое чувство красоты самого города, его общего расположения, красоты сетки его плана, а не только отдельных его частей или общего его архитектурного силуэта. Этого чувства мы уже не находим у некоторых из более поздних и более знаменитых архитекторов — практиков и теоретиков».

Учебный план МАИ по специальности «Планировка и строительство населенных мест» 1940/41 г. — последнего года преподавания Александра Платоновича — был рассчитан на 11 полугодовых семестров обучения и на завершающий полугодовой период дипломного проектирования.

Курс «Градостроительное искусство» — был основной, теоретической по характеру и научно-практической по содержанию дисциплиной специализации.

Изучение исторического наследия занимало значительное место. После первой части, посвященной основам планировки, условиям расположения и районирования города, планировки и застройки его промышленных, жилых районов и поселков, излагалась вторая часть: «Архитектурно-планировочная структура городов и формирование ансамблей». Эта тема охватывала период от Древнего Востока до наших дней, при этом наибольшее внимание уделялось истории градостроительства в России и в СССР. Подробно анализировались история развития и реконструкции Москвы, Ленинграда и других городов Союза. Затем следовало рассмотрение элементов архитектурной структуры современного города — магистралей и улиц, их архитектурного и технического решения, городских площадей и главных центров, системы зеленых насаждений.

В изложении курса четко звучала тема структуры плана города, построения композиционной основы, на которой складывается его ансамбль, его целостный художественный образ.

«.. .Учебный процесс по данному курсу строился таким образом, чтобы лекции, читаемые на каждом из семестров, давали вместе с сопутствующими дисциплинами весь комплекс основных знаний, необходимых для сознательной и целеустремленной работы над проектом этого семестра и вместе с тем развивали бы общие, основные темы курса и подготавливали бы к работе по темам проектирования следующих семестров, расширяя горизонты студента разработкой исторического материала и ведущих примеров нашей современности...».

Александр Платонович стремился к тому, чтобы студенты глубоко усваивали основы градостроительного искусства. На экзаменах по специальности обязательна была зарисовка на доске схем, иллюстрирующих вопрос экзаменационного билета. Требовалось соблюдение масштабности и пространственных соотношений. Это относилось и к вопросам истории градостроительства. Сохранились фотоснимки с экзаменационных зарисовок во время экзаменов 1936 г. Один из них показан.

А. П. Иваницкий писал, что «задача учебного плана 1940—1941 гг. состояла в том, чтобы вооружить архитектора не только композиционными методами проектирования, но и пониманием основ градостроительства и знанием задач и методов работы других специалистов, работающих с ним над проектом города и над его осуществлением. Этим путем за архитектурой как за искусством и за архитектором-планировщиком как ее представителем в огромной и сложной градостроительной деятельности закреплялось на деле ведущее, объединяющее и направляющее положение».

Курс «Градостроительство», над содержанием и формой изложения которого А. П. Иваницкий упорно работал на протяжении всего времени своей педагогической деятельности, расширялся и углублялся; в него включались последние материалы отечественной и зарубежной практики; фонд диапозитигов, созданный Александром Платоновичем в МАИ, и личная коллекция никогда не были стабильны, они все время пополнялись новыми примерами.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться







 галерея форума здания.ру - топ просмотров:  реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 

реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 


« Архив А. П. Иваницкого Подготовка специалистов по планировке городов »