Из истории архитектурных взглядов в России XVII в.

Грань столетий

 На разных этапах далеко не всегда одинаково необходим будет тот или иной материал, с годами меняются и аспекты архитектурной мысли, ее содержание, значительность иных проблем. Узко утилитарное понимание теории сменяется постепенно ее более сложной трактовкой, наряду с чисто практическими задачами привлекают внимание общие вопросы. Отношение к западноевропейской культуре, и ее ценности для русского искусства, место архитектуры среди прочих наук и «свободных художеств», представления о роли архитектуры в жизни общества, утверждение стилевых категорий, критерии красоты, трактовка «вечной» темы — польза и красота — эти и целый ряд других проблем составляют содержание архитектурных взглядов и теории первой половины XVIII в.
На грани столетий началась новая история России. Среди возможных аспектов ее исследования проблемы преемственности и качественного различия двух эпох, традиций и отказа от таковых принадлежат к числу главных. Процесс этот, охвативший все стороны русской действительности и получивший яркое и полное выражение в художественной культуре,— достаточно сложен и противоречив. Сложность эта усугублялась тем, что сами традиции, через обращение к которым осознавало себя новое время, были очень многозначны. Часто они олицетворяли собой консервативность мышления, вкусов, поступков; реакция Петра I, смысл его реформ в этом плане хорошо известны. Но были и другие традиции, связанные с важными изменениями русской культуры XVII в., с серьезным поистине энциклопедическим наследием, усилением светского начала — «обмирщением». Петровская эпоха обязана этим многим тенденциям, хотя внешне они проявлялись далеко не столь конкретно-ощутимо, а как бы подспудно, вряд ли даже осознанно, ибо на поверхности оставалось решительное и волевое отрицание прошлого, разрыв с традициями древней Руси.



Процесс художественного мировосприятия

Показателен в этом плане процесс художественного мировосприятия, история эстетической мысливзглядов и размышлений людей, родившихся в XVII в., воспитанных в традициях русской средневековой культуры и ставших сподвижниками Петра, первыми жителями нового города на Неве, владельцами и читателями первых книг гражданской печати. Противоречий тут предостаточно, а наблюдаемые сдвиги — резкие и неожиданные. Впрочем, далеко не во всем столь резки и неожиданны, как могло казаться большинству очевидцев петровских преобразований. XVII в., ограниченный в восприятии нового, подготовил ко многому. Понять это было не просто, ведь поиски нового шли тогда в формах достаточно традиционных. Но все же задолго до 1700-х гг. ощущение неустойчивости, предчувствие перемен, стремление к ним и страх перед ними выступают достаточно отчетливо — чувство незыблемости бытия все больше уходило в прошлое. Привычным отчасти стал и самый процесс изменения художественной культуры.
Уже по одному этому XVII в.— период крайне сложный в истории духовной культуры России. Последняя эпоха средневековья, столетие это несло в себе противоречия самого разного плана — от общеисторических, классовых до мелких, бытовых. Неслучайно, например, характеристики, качественные оценки художественных произведений этого времени подчас диаметрально противоположны. Помимо всего прочего расцвет и кризис настолько органично переплелись в искусстве XVII в., что действительно трудно, а иногда даже неправомерно одно отделять от другого. Равно трудно соотнести кризис средневекового мышления и зарождение нового мировоззрения (конечно, в очень опосредованной форме) с борьбой реакционного и прогрессивного, которая во многом определяла историческое развитие страны. Наконец, сложным и противоречивым было признание и приятие культуры западноевропейских стран.

 пред.   след.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Развитие архитектурных идей Определения эпохи »