Определения эпохи

 Различны определения эпохи XVII в. в современной науке: «русский Ренессанс», «русское Просвещение», «русское барокко». Не вдаваясь в частности, можно согласиться со всеми авторами, ибо в основе их рассуждений — общие важные посылки. Речь идет о постепенном изменении мировоззрения, представлений о возможностях и границах человеческого разума, о новом отношении к окружающему миру.
Правда, повторяем, подобные идеи лишь зарождались, тесно переплетаясь, соседствуя с прежними устойчивыми взглядами, церковными канонами. Еще не сложилась новая целостная система художественного мышления. Но все очевиднее была серьезность новых идей, их воздействие на развитие различных областей русской культуры. Пример тому — история эстетической мысли.
Точнее следует говорить о второй половине XVII столетия, когда в стране, сравнительно оправившейся от длительных войн и экономических потрясений, активизируется духовная и художественная жизнь. Материал об эстетических воззрениях XVII в. весьма ограничен, судить о нем позволяют подчас скорее лишь косвенные источники. Все же возможно, хотя бы в общих чертах, проследить, как в художественном мировосприятии преломлялись общие историко-культурные процессы, насколько важной была связь с современной — русской и западноевропейской практикой, в чем ценность философии, литературы, естественных и других наук, получивших развитие в допетровское время.


К середине столетия в круг тем, спор о которых вели поборники нового и защитники старого, включается искусство, его последующая судьба. Именно тогда — в 50-е—60-е гг.— появляются первые русские сочинения о живописи, вернее иконописи. Это трактат Иосифа Владимирова («Послание некоего изографа Иосифа к цареву изографу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу»), «Слово к любознательному иконного писания» Симона Ушакова, так называемая записка Симеона Полоцкого, а также грамоты трех патриархов и Алексея Михайловича.  Рукописи эти, по мнению исследователей, возникли в связи с подготовкой Собора 1666—1667 гг., где обсуждался вопрос об иконописании, которое в итоге было поставлено под строгий контроль церкви.
Уже самый факт созыва Собора знаменовал наличие глубоких противоречий. Все ощутимее был кризис сложившейся образно-живописной системы, все ожесточенное спорили о путях его преодоления. Среди тех, кто начинал и вел этот спор — авторы названных выше рукописей.
Подчеркнуто, полемичен первый, самый ранний трактат — Иосиф Владимиров задумал его задолго до  Собора,  в середине 50-х гг. Впрочем, сам он далеко не во всем категоричен, а его рассуждения не нарушали традиций художественного миропонимания. Однако в основе своей этот трактат, а равно рукопись Симона Ушакова, в доме которого Владимиров одно время жил и где они оба спорили с противником всяких новшеств, западных влияний — «вредоумным» И. Плешковичем, тесно связаны с новыми прогрессивными веяниями русской культуры второй половины XVII в.
Это сказывается и в программном прославлении труда живописца: едва ли не первый Владимиров утверждал личность автора, художника. Сходный процесс мы наблюдаем в литературе, где именно тогда происходит и «открытие» человеческой личности6, о творческих возможностях человека задумываются философы, будто им в унисон звучат слова Владимирова и Ушакова.
Прошлое искусства, эпохи создания высокохудожественных произведений привлекли внимание авторов трактатов. Общее понятие «древность» обретает для них более точный адрес. И в этом — отражение более сложных отныне представлений об исторических процессах, историческом времени.

 пред.   след.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Из истории архитектурных взглядов в России XVII в. Античная культура »