Познавательно-просветительская литература

 Но главное, конечно,— стремление к энциклопедичности познаний, серьезному изучению окружающего мира, что оказалось, чуть ли не одинаково важно и тем, кто старался приобщить Россию к европейской культуре, и тем, кто от нее отгораживался. Светские книги, литература о западноевропейских странах занимали все больше места в книжных собраниях Москвы второй половины столетия.
 
 Познавательно-просветительской литературой стали, очевидно, для многих и книги по архитектуре. Раскрывая читателю мир других народов, не воспринимались ли они тогда больше в связи с гуманитарными науками, нежели с техническими?
Характерно в этом плане появление таких рукописей, как «Книга Большому Чертежу» (1627 г.), в которой давался перечень русских городов и расстояний между ними; «Описание градов Московского государства, поля и рек и всяких урочищ», составленное специально для царской библиотеки, а в конце века — рукописная «Служебная чертежная книга Сибири» с планами городов и проектным материалом по строительству Тобольска (1696—1701 гг.).

Историко-географический аспект восприятия западноевропейских архитектурных изданий оказывается весьма существенным. А появление в России подобных книг в годы, когда менялось понимание смысла исторических процессов, помогало также осознавать историзм развития искусства, ценить красоту художественных произведений иных веков и народов.
Речь идет о сравнительно узком круге читателей — об интеллигенции, просвещенных любителях. Но именно в этой среде к новым идеям и веяниям относились с особенным вниманием. Вероятно, для Ордына-Нащокина, Матвеева, Голицына подобные книги играли не последнюю роль и в их попытках переустроить быт, уклад жизни на европейский лад.
 





Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться


Долгосрочная аренда загородного дома без посредников. Здесь.



Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« противоречивость культуры XVII в. Жанр архитектурной литературы »