Архитектурное бюро Глушкова

Великое посольство

 В 1697 г. из Москвы в Европу отправилось «великое посольство». В его составе «стольники» царя и сам Петр I под именем плотника Михайлова, дипломаты, переводчики, военные. Первой на пути стала Польша, за ней последовали Германия, Голландия, Англия, Италия, Австрия. Маршрут этот варьировался. Петр не был в Италии, П. А. Толстой — в Англии и Голландии и т. д. Но в целом за два года (1697—1699) русские видели многое.

Цели поездки

 Цели поездки — сугубо конкретные и деловые; «свободные художества» к ним не относились: не они были для Петра «первой необходимостью». Так, стольников посылали «в Европе присмотреться новым воинским искусствам и поведениям», а в Венеции, в частности, изучать мореходное дело. Однако в действительности получилось несколько иначе.
Незнакомые страны и города с их чуждой русским архитектурой, убранство домов и костюмы, разного рода диковинки не могли не поразить «великое посольство». Правда, о покупке художественных произведений еще специально не думали: в Россию поехали инженеры и кораблестроители, а не зодчие и живописцы. Но и тогда Петр присматривался к облику европейских городов. В Амстердаме, например, он беседовал об архитектуре с мастером барокко С. Схейнфутом, хотя заинтересовал он Петра прежде всего своей прекрасной коллекцией «натуральной истории».


Путевые заметки и практические советы, переводная литература но самым различным вопросам и подбор иностранных книг для библиотек, рукописи, затерявшиеся среди канцелярских дел, и печатные строительные указы, система обучения позволяют, хотя бы отчасти, воссоздать эстетические вкусы и воззрения современников петровских преобразований, проследить пути формирования повой русской архитектуры XVIII в. Конечно, для одних наиболее существенное значение могли иметь впечатления от поездок, для других — обучение у мастера, для третьих — перевод книг и т. д. Важной, но не единственной, стала, понятно, и сама архитектурная практика. Главным же объединяющим фактором оставалось для всех и всегда — на протяжении более двух десятилетий — преобразование страны, ее культуры, уклада жизни. Лишь сквозь призму этого становится понятным развитие эстетической мысли петровского времени, интерес к тем или иным проблемам.

 пред.    след.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Основные эстетические вкусы Основы архитектурной теории »