от Лефортово до Толстого

 Правда, к концу 90-х годов в круг зрительных впечатлений все активнее включалась Немецкая слобода. Петр задумал создать здесь новый дворцовый район, программно противопоставив его старой Москве, где все ему напоминало о боярских распрях и стрелецких бунтах, правлении Софьи и Василия Голицына. Однако голландско-немецкие бюргерские дома слободы хотя и правились Петру, вряд ли воспринимались как желательный образец для подражания.
Так, в 1696 г. по берегу Яузы началось строительство дворца, который Петр вскоре подарил Францу Лефорту. Новый дворец столь же типичен для «нарышкинского барокко», что и дворец В. В. Голицына (около 1689 г.), Сухарева башня (1692—1701 гг.), церковь Успения на Покровке (1695—1699 гг.). Отдельные новшества, явно известные автору дворца Дмитрию Аксамитову по другим зданиям Москвы, были приметами того же стиля, а не свидетельством архитектуры нового времени. Лишь спустя несколько лет здесь приступят к коренным перестройкам.

 Словом, при всех контактах, образованности людей допетровской Руси зрительный контраст с европейским городом оказался в целом резким и неожиданным: удивление, необычность впечатлений чуть ли не на каждой странице дневников 1697—1699-х гг. Вместе с тем, подобные уточнения, стремление самому измерить, попробовать, понять — черты, свойственные мировосприятию людей именно петровского времени. Все очевиднее — любознательность, интерес к новому. Многое нравилось, а кое-что хотелось применить у себя дома.

 Жанр дневников П. А. Толстого, «неизвестной особы», Б. П. Шереметева, форма изложения, манера описания — вполне традиционны. Все они следуют хорошо им известным «статейным спискам» русских послов, книгам о паломничестве в святые места, о путешествиях в чужие страны, т. е. литературе, равно популярной в Западной Европе и в России XVII столетия. По известному обычаю, предполагал и Толстой начинать осмотр города с храмов и монастырей.

 Но все пристальнее внимание стольников к школам, академиям, кунсткамерам, госпиталям, библиотекам — с их богатыми собраниями светских книг — словом, к заведениям, в России крайне необходимым. Зарождался практицизм петровской эпохи, что не исключало, однако, стремления постичь более широко окружающий мир, узнать о нем больше, нежели этого требовали насущные задачи.

 Тематика «журналов» конца 1690-х годов поистине энциклопедична — влияние русского Просвещения второй половины XVII в. не могло здесь не сказаться. В этом смысле очень характерен дневник П. А. Толстого. Его автору в год отъезда исполнилось 52. А потому, пожалуй, в рассуждениях Толстого противоречивость и сложность русской жизни рубежа столетий раскрываются особенно наглядно, а связь двух эпох — достаточно ощутима.

 Среди вновь увиденного «свободным художествам» отводится немало страниц. Особенно интересовало стольников зодчество, ведь оно во многом формировало первые зримые впечатления о Западной Европе. Быть может, новая архитектура ассоциировалась вначале больше с бытом, образом жизни чужих народов, нежели с понятием «свободные художества». Впрочем, это естественная реакция человека, впервые попавшего в незнакомую страну. Но постепенно все большее внимание обращали на художественные достоинства осматриваемых мест. Буквально дни и часы выкраивал Толстой для «всяких изрядных вещей, которые зрению человеческому сладки обретаются» н. Последние слова вряд ли только дань литературному стилю, привычным оборотам речи. В них и признание красоты этих «вещей», красоты искусства, ибо следом идет текст об архитектуре увиденных храмов, античной живописи в окрестностях Неаполя.
Здесь стоит вновь вернуться к эстетической мысли XVII в., где намечались как бы два аспекта восприятия. Признавая условность подобного разделения, мы связывали восприятие западноевропейской культуры преимущественно с научно-познавательным аспектом.

 пред.   след.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Основы архитектурной теории Предчувствия грядущих перемен »