Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


Успенский собор в Кремле


  Античность (или «языческая древность»), «старая» ли также «древняя» (по христианского времени) и «новая» (прежде всего «итальянская») «манера» — вот приблизительно хронологическая канва «свободных художеств» в русских дневниках конца столетия. Античность — тема особая, к ней мы еще вернемся. Что же касается «старого», то это было весьма расплывчатым понятием, которым предпочитали означать сооружения, не подходившие под определенные художественные критерии. Отсюда — и равнодушие.

  Вспомним по аналогии художественные воззрения допетровского времени, изображение Кремля Симоном Ушаковым. Отзвук этого — в дневниках стольников. При сохранении пиетета к русским святыням архитектура прошлого присутствует здесь без особых эмоций, новая же (XVII столетия) выглядит как пример превосходства, своего рода совершенства. По дороге в Варшаву Толстой встретил «костел Римский великий каменный, многим больше Московской соборной церкви»28, т. е. Успенского собора в Кремле. Зато в Милане «церковь... Анилы круглая, во всем подобна церкви Воскресенского монастыря что на Истре реке, только при той гораздо мала, древнего строения, однако изрядного мастерства...».

  В итоге лишь единый художественный критерий как бы уничтожал временные границы, соединял XV век с XVII. «Предивная» крепость в Смоленске не выглядит сооружением прошлого века30; работы Брунеллеско и Борромини, Ренессанс и барокко предстают в единстве. Впрочем, имен авторов этих «дивных вещей» Толстой обычно не сообщал, даже самые знаменитые произведения выглядят в его дневнике безымянными — русская традиция пока не менялась.
Между тем для художественной жизни Италии XVII в. характерен пристальный интерес именно к личности живописцев, архитекторов, скульпторов.

 пред.   след.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Ратуша Аугсбурга Множество книг по искусству »