Шедевры архитектуры

Меншикова башня

  Внешне как будто смещаются, вступают в противоречие и представления о художественной ценности, совершенстве архитектуры. Действительно, из новых произведений для 1700-х годов художественно законченными стали, пожалуй, лишь здания Москвы, где сильны были традиции высокой строительной культуры XVII столетия. Прежде всего это — церкви.

  Но именно они вряд ли олицетворяли для современников кардинальные изменения в архитектуре. Чувство новизны но отношению к таким зданиям могло прийти раньше — в последние десятилетия XVII в., когда появились произведения «нарышкинского барокко». Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), строительство которой началось в 1701 г.43, вскоре после завершения Сухаревой башни, в этом смысле весьма характерна. Сохранив привычную композицию (восьмерик на четверике) , И. П. Зарудный ввел ряд новых и важных приемов, позволивших исследователям справедливо отнести Меншикову башню к архитектуре нового времени.


Однако в начале века вряд ли ее воспринимали как нечто совсем необыкновенное или, точнее, непосредственно связанное с волевыми начинаниями Петра, хотя церковь возвели на «дворе» ближайшего царского сподвижника — Александра Меншикова. Она поражала, ею восхищались и тогда, когда появились первые крупные здания Петербурга. «Преславная церковь..,— писали в 1723 г.,— построена чрез многий лета и архитектурным с прочими высокими художества в удивление многим иностранным украшенная...». Вознесенная над окружающей застройкой, Меншикова башня органично включилась в панораму города, и таковой осталась для его жителей.

Церковь Архангела Гавриила

  Поверить этому позволяет также панорама Москвы конца 1700-х годов, на которой И. Бликландт с возможной достоверностью постарался воспроизвести абрис московских церквей и иных высотных композиций, среди которых особенно выделялись Сухарева и Меншикова башни, столп Ивана Великого.

  Необычными стали детали, но их-то восприятие в общей достаточно знакомой композиции могло быть все еще традиционным, напоминая этим ордер, классические детали в архитектуре конца столетия. Даже для профессионалов эти новые формы не нарушали привычности образа, хотя сам архитектурно-художественный декор Меншиковой башни представлял для русского мастера большой интерес.

  Церковь Архангела Гавриила удивляла английскими курантами, звоном пятидесяти колоколов, богатством декора, высотой, золоченым шпилем с ангелом. Новый храм стал великолепнее прежних, но антиподом им он не был. За несколько лет до этого Толстой ездил смотреть здания, «который зрению человеческому сладки обретаются...» Нечто подобное могли говорить о Меншиковой башне.

  Новое зарождалось, становилось очевидным в другой архитектуре и, прежде всего, в гражданском строительстве. В Москве это были Арсенал, строительство которого началось раньше Меншиковой башни (1700 г.), дворец Ф. А. Головина в Немецкой слободе, где тогда же архитектор М. Фонтана перестраивал для Меншикова дворец Лефорта; в провинции — крепости Воронежа, Азова, Таганрога45. В 1703 г. был основан Петербург, появились первые мазанковые дома, Петропавловская крепость и т. д. Конечно, процесс формирования новой архитектуры очень сложен, и даже перечисленные здесь работы достаточно различны. При всем том их объединяют два свойства, благодаря которым они производили впечатление прямо противоположное зданиям «нарышкинского барокко».




Похожие темы


----------------------------





Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Сохранение традиций Строгая архитектура »


¬???? ¬???