Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


Шедевры архитектуры

Меншикова башня

  Внешне как будто смещаются, вступают в противоречие и представления о художественной ценности, совершенстве архитектуры. Действительно, из новых произведений для 1700-х годов художественно законченными стали, пожалуй, лишь здания Москвы, где сильны были традиции высокой строительной культуры XVII столетия. Прежде всего это — церкви.

  Но именно они вряд ли олицетворяли для современников кардинальные изменения в архитектуре. Чувство новизны но отношению к таким зданиям могло прийти раньше — в последние десятилетия XVII в., когда появились произведения «нарышкинского барокко». Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), строительство которой началось в 1701 г.43, вскоре после завершения Сухаревой башни, в этом смысле весьма характерна. Сохранив привычную композицию (восьмерик на четверике) , И. П. Зарудный ввел ряд новых и важных приемов, позволивших исследователям справедливо отнести Меншикову башню к архитектуре нового времени.


Однако в начале века вряд ли ее воспринимали как нечто совсем необыкновенное или, точнее, непосредственно связанное с волевыми начинаниями Петра, хотя церковь возвели на «дворе» ближайшего царского сподвижника — Александра Меншикова. Она поражала, ею восхищались и тогда, когда появились первые крупные здания Петербурга. «Преславная церковь..,— писали в 1723 г.,— построена чрез многий лета и архитектурным с прочими высокими художества в удивление многим иностранным украшенная...». Вознесенная над окружающей застройкой, Меншикова башня органично включилась в панораму города, и таковой осталась для его жителей.

Церковь Архангела Гавриила

  Поверить этому позволяет также панорама Москвы конца 1700-х годов, на которой И. Бликландт с возможной достоверностью постарался воспроизвести абрис московских церквей и иных высотных композиций, среди которых особенно выделялись Сухарева и Меншикова башни, столп Ивана Великого.

  Необычными стали детали, но их-то восприятие в общей достаточно знакомой композиции могло быть все еще традиционным, напоминая этим ордер, классические детали в архитектуре конца столетия. Даже для профессионалов эти новые формы не нарушали привычности образа, хотя сам архитектурно-художественный декор Меншиковой башни представлял для русского мастера большой интерес.

  Церковь Архангела Гавриила удивляла английскими курантами, звоном пятидесяти колоколов, богатством декора, высотой, золоченым шпилем с ангелом. Новый храм стал великолепнее прежних, но антиподом им он не был. За несколько лет до этого Толстой ездил смотреть здания, «который зрению человеческому сладки обретаются...» Нечто подобное могли говорить о Меншиковой башне.

  Новое зарождалось, становилось очевидным в другой архитектуре и, прежде всего, в гражданском строительстве. В Москве это были Арсенал, строительство которого началось раньше Меншиковой башни (1700 г.), дворец Ф. А. Головина в Немецкой слободе, где тогда же архитектор М. Фонтана перестраивал для Меншикова дворец Лефорта; в провинции — крепости Воронежа, Азова, Таганрога45. В 1703 г. был основан Петербург, появились первые мазанковые дома, Петропавловская крепость и т. д. Конечно, процесс формирования новой архитектуры очень сложен, и даже перечисленные здесь работы достаточно различны. При всем том их объединяют два свойства, благодаря которым они производили впечатление прямо противоположное зданиям «нарышкинского барокко».






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Сохранение традиций Строгая архитектура »