Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


Тематика архитектуры и её восприятие


  В начале века новое рядовое гражданское строительство именовалось архитектурой, что означало признание его важной роли. Тем самым тематика архитектуры расширялась, она оказывается необходима при строительстве самых различных сооружений. Постепенно менялись и представления о главных зданиях города, понимание красоты. Но это произойдет далеко не сразу.

  Это будет уже новая красота, ее слагаемыми станут новые архитектурно-художественные формы. Но зарождалась она в годы, когда главным было решение неотложных и государственных проблем, в годы неурядиц и войн, бедствий и торжества, утверждения нового.

  Пока же архитектура попадает в круг реформ Петра, что в полной мере сказалось и на отношении к архитектурной науке, определяло ее содержание, основной — практический — аспект ее восприятия.
Новые потребности четко определили круг проблем, привлекли внимание к наукам лишь сугубо практическим, необходимым для осуществления первых грандиозных замыслов Петра: кораблестроению, артиллерии, фортификации и вообще военному искусству, механике, математике. Среди них названа и архитектура. На первых порах речь шла о самом необходимом. Причем с самого начала теория архитектуры — в отличие от XVII столетия — связывалась с инженерно-техническими проблемами, с точными науками, и в этом нетрудно видеть отражение существенных интересов России в те годы. Но не сказались ли здесь и некие более общие закономерности развития теории и практики европейской архитектуры, где строительство разного рода фортификационных укреплений, проектирование кораблей, рисунки для орудий и т. д. до сих пор подчас исполняли зодчие?




Комплексное восприятие архитектуры

  В этом процессе известную роль сыграла также относительная перасчлененность наук и одновременно преимущественное внимание к дисциплинам, имевшим для архитектуры важное, но не исчерпывающее значение. Пример тому — примат математики, механики и вообще точных наук в XVII столетии на Западе, когда философские идеи рационализма стали играть важную роль.

  Так, вслед за Декартом, считавшим математику идеалом и образцом для всех наук, известный мастер барокко Гварини утверждал зависимость архитектуры от математики, а строгий классицист Франсуа Блондель старался объяснить красоту архитектуры неким единым числом, определенными математически найденными пропорциями. К этому можно прибавить целый ряд не столь значительных, второстепенных работ, опубликованных в Германии и Голландии, где подобные вопросы рассмотрены больше в практическом, нежели в чисто теоретическом, философском плане.

  И одновременно — обратный процесс: архитектура включается в труды по математике, фортификации, ученые, математики, военные — авторы архитектурных трудов. В математической школе, в частности, Долгоруков начал переводить трактат Палладио. Комплексное восприятие архитектуры с названными науками отчетливо проявилось и в первых русских изданиях  гражданской  печати. Эти и многочисленные иностранные сочинения на ту же тему сыграли немаловажную роль в развитии идей регулярного градостроительства, именно они были первыми на русском языке «городостроительными» книгами. Любопытно, что и в 1700-е годы, и впоследствии в дневниках, книгах по географии и истории сохранится традиция описания крепостей, планов городов, явно заимствованная из подобных изданий. Впрочем, ценились последние прежде всего как пособие в воинском искусстве, интерес к собственно архитектуре был как бы вторичным.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Строгая архитектура Философские труды »