Архитектурное бюро Глушкова

Новая архитектура новых побед

  Строительство 1710-х годов не могло не стать достаточно сильным фактором, наглядно подтверждающим новый ритм и уклад жизни. Для Петербурга это — уже реальная, целиком новая среда, чего нельзя было сказать о Москве, хотя там новая архитектура появилась лет на десять раньше. Кроме церквей в городе этом есть множество и других каменных зданий; и теперь еще строится в Кремле новый Арсенал...» .

Но происходили в Москве события, когда новое искусство демонстрировало себя в полной мере. Это празднества по случаю победы русской армии. Тогда воздвигались триумфальные арки, зажигались и гасли любимые Петром «огненные потехи»— фейерверки. Развертывался спектакль, который Петр старался обставить со всевозможным торжеством, видя и в этом прежде всего пользу — наглядное доказательство воинских успехов. «Царь находил,— вспоминал Г. Ф. Бассевич,— что в большом городе зрелища полезны...»

Перед жителями средневековой Москвы возникали новые образы, аллегорические композиции, новая «великолепная» архитектура. Отныне не церковная живопись, не только храм прославляют торжество победы. На первых порах это было особенно новым. А потому в специально напечатанных описаниях подчеркивалось, что во «всех христианских, от ига варварского свободных странах, преславным победителям...» воздвигались триумфальные сооружения «от божественных убо писаний в церквах,... от мирских же историй на торжищах, улицах и прочих местах», «торжественная сия врата... не от божественных писаний, но от мирских историй...»



В основе самых первых композиций (1696 г.) — символика западноевропейского барокко, аллегории на античную тему в стиле силлабической поэзии допетровской Руси. Авторами их описаний, изданных объяснений стали «школьные учителя»— профессора Славяно-греко-латинской академии. Исследователи справедливо отмечают, что «инвенторы» петровских триумфов обращались к тем же источникам, что и авторы школьных драм. Панегирическая поэзия, драма — иными словами, традиция конца XVII в.— сыграли важную роль в организации столь внешне новых празднеств.
Уже ранние фейерверки (например, 1704 г. в честь взятия Нотебурга) составляли грандиозные аллегорические зрелища в духе барокко. Особенно торжественно и велеречиво праздновалась в 1709 г. Полтавская победа.

По пути следования войска возвели несколько триумфальных ворот. Эти недолговечные сооружения буквально преображали улицы Москвы, облик их строился целиком по законам новой архитектуры. Теперь И. П. Зарудный — автор ворот «на дворе князя Меншикова» как бы нарочито противопоставлял свое произведение старой архитектуре, что сказалось отчасти на восприятии празднества ее «летописцами» — граверами А. Зубовым и П. Пикартом.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Новая архитектура Санкт-Петербурга Навалис »