Понятия «художества»

    Понятия «художества», «искусство» также трактовались достаточно широко; они означали всякое, профессиональное мастерство (корабельное, военное, столярное, механическое), а равно — живописное, скульптурное, строительное, архитектурное510. Этим «художествам», мастерству в целом Петр придавал огромное значение. Проект Академии наук и художеств 1725 г. в этом смысле достаточно показателен.

 «Свободные художества» присутствуют здесь в единстве. Это полностью отвечало положению художника в те годы. Петру нужны были мастера универсальные. Дифференциация, свойственная западному искусству рубежа столетий, узкий профессионализм наступят позднее. Пока же самостоятельная ценность живописи, скульптуры, архитектуры как бы отходит на второй план. В действительности все обстояло гораздо сложнее — и на практике, и в области идей, теории. Тем самым возникало своего рода противоречие, отразившее, очень сложно и опосредованно, некие общие закономерности развития русской культуры первой четверти XVIII в.

Представления о пользе «сегодняшнего дня», воплотившиеся также в переводах и издании прежде всего необходимых книг — одна из сторон, одно из проявлений сложного процесса. Он предполагал существование глубоких знаний науки и искусства — как русского (допетровского времени), так и западноевропейского; развитие теоретического мышления, а ценность художественного и духовного наследия вовсе не ограничивалась практической целесообразностью. Важную роль в этом процессе сыграли прогрессивные просветительские традиции светской культуры допетровской Руси (хотя то, что происходило в начале XVIII в., строилось на волевом отрицании прошлого) и последовательное изучение, приятие западноевропейской культуры.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Навалис Эстетические воззрения и влияние Амстердама »