Архитектурное бюро Глушкова

Русское пенсионерство - обучение зарубежом

Петр перед поездкой в Европу в марте 1716 г. приказал К. Зотову подобрать 20 человек дворянских детей не моложе 17 лет для обучения за границей.

Так началось первое русское «пенсионерство» XVIII в., возникла форма обучения, которая впоследствии станет традицией. Это был еще один аспект восприятия западноевропейского наследия, еще один способ общения с зарубежной художественной жизнью, теорией и практикой, чей опыт был так необходим новому русскому искусству.

В самом деле, с русскими архитектурными кадрами дело обстояло достаточно трудно. Приятие нового, психологический отказ от прошлого, иными словами, формирование нового художественного мировоззрения и нового искусствопонимания — этот процесс оказывается, естественно, и более длительным, и более сложным, нежели обучение мастерству. Не случайно зодчие старшего поколения, чей опыт хотя и мог позволить сравнительно быстро овладеть новыми приемами, но, в то же время, служил препятствием усвоению новых принципов архитектурного мышления, отходят от строительства.

Новое оказывается под силу тем, кто меньше был связан с этим опытом и для кого конец XVII в. был временем их рождения или детства. Речь идет о будущих зодчих Москвы и Петербурга второй четверти столетия, тех, кому к середине 1710-х годов исполняется 18—20 лет. Они-то и станут первыми «пенсионерами» Петра, который контролировал отбор Зотова, уточнял маршруты. Для «учеников архитектуры» были избраны Голландия и Италия, куда Петр так и не доехал, но о которой «довольно слышал» . Полагая, что Флорентийская академия «во всех искусствах зело прославленна», он предложил послать туда и в Венецию учеников «живописного дела». Рим назначался местом пребывания архитектурных учеников.

Будущих архитекторов повез в Италию 10. И. Кологривов — царский агент, до этого немного изучавший там архитектуру. Это были П. М. Еропкин, Т. Н. Усов, Ф. Исаков, П. Колычев. Для Голландии назначались И. К. Коробов, И. А. Мордвинов, И. Г. Устинов, М. А. Башмаков. В 1723 г. Петр приказал отправить в Амстердам И. Ф. Мичурина.


   Задачи голландских учеников определялись предельно конкретно и четко. К Италии отнеслись несколько иначе. Италия была для русских обителью искусства вообще, страной давних художественных традиций, способной не только научить конкретным приемам, но и воспитать новое мировоззрение. Нельзя достичь совершенства в «архитектурном художестве», если не побывать в Италии и Франции, ибо там и есть «корень сего художества». Так писал Коробов Петру это отмечал в свое время и Б. Куракин.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Влияние культур Англии и Франции Cеверное барокко »