Cеверное барокко

Не рассматривая подробно занятия петровских пенсионеров, отметим только, что среди ученических чертежей также преобладали копии зданий барокко (например, церкви Сан Карло «у четырех фонтанов» Борромини). Черты барокко легко обнаружить как в проектах, выполненных в Риме, где русские занимались у второстепенного мастера барокко С. Чиприани (в 1718 г. он проектировал для Петербурга), так и в чертежах, присланных из Голландии. Там среди возможных учителей мог быть типичный мастер северного барокко С. Схейнфут, у которого некогда побывал Петр, осматривая его коллекцию «натуральной истории».

Впрочем, склонности к барокко совпали, в целом, с теми тенденциями, которые находились как бы «на поверхности» архитектурной жизни Западной Европы рубежа столетий, а потому бывшими наиболее доступными, понятными. Это — тенденция позднебарочного толка. Их-то и представляли мастера, участвовавшие в строительстве Петербурга: ученик и помощник Карло Фонтана, архитектор папы римского — Н. Микетти, мастер северного барокко А. Шлютер и Д. Трезипи, итальянец по происхождению, много работавший на севере Европы; И. Ф. Браун-штейн, Т. Швертфегер. Даже Ж. Б. Леблон развивал в своих проектах не классицизм в точном понимании этого слова, а свойственную французской архитектуре конца XVII столетия линию барочного классицизма.

«Новая мода»

«Новая мода», архитектура в «новом вкусе» — эти определения в архитектуре петровского времени, особенно 1710—1720-х годов относились к зданиям, отмеченным в той или иной мере печатью барокко. А ведь «мода», «значит обыкновение в платье и уборах, и самих нравов человека».

В русской практике подобные тенденции обретали своеобразную форму. Для архитектурного стиля петровского времени существенны были и классицистические традиции, а на практике застройка Петербурга являла собой как раз пример архитектуры строгой, далекой от эффектов развитого барокко. Но то — тема особая. Речь идет об архитектурных взглядах, бытовавших вкусах и пристрастиях.

В этом плане особый интерес представляют русские библиотеки первой четверти XVIII в. Остановимся на собраниях Петра, Я. В. Брюса и А. А. Матвеева.

Поистине универсальны по своему составу библиотеки Петра и Брюса, разнообразен подбор книг по гуманитарным наукам у Матвеева. Хотя по числу книг эти собрания уступали, вероятно, крупным европейским библиотекам 163, современная наука была представлена в них достаточно широко. Более того, становится понятно, насколько энциклопедична в своей основе культура петровского времени и как не совмещались порой теоретический и практический аспекты восприятия различных наук.

Стиль барокко расцвел буйным цветом в Европе в XVII веке, возникнув веком ранее в Италии, где местные мастера стремились возвеличить свою культурную значимость привнесением во все отрасли искусства некие излишества и вычурность, в том числе и в архитектуру.

До России архитектурный стиль барокко дошел через «прорубленное» Петром I «окно в Европу» с изрядным запозданием, воплотившись в полной мере лишь в XVIII веке, когда в Европе уже начинал укрепляться классицизм. Но отставание в ракурсе времени было с лихвой компенсировано грандиозностью барочных построек городских и усадебных ансамблей столицы и прочих мест, облюбованных российской знатью. Кроме того, российское барокко, как и прочие инородные культурные веяния, попадающие в страну, обрело новые, нехарактерные для европейского барокко черты, породив сугубо отечественные стили, такие как строгановское, голицынское и нарышкинское барокко.

Стиль барокко воплощался в основном в проектах церквей и храмов. К знаменитым архитектурным памятникам можно отнести церковь Покрова в Филях, Успенский собор в Рязани, Новодевичий монастырь, брянскую Сретенскую надвратную церковь при Свенском монастыре, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах, недалеко от Подольска, и многие другие храмы. Нарышкинское барокко в архитектуре отличается ярусностью, центричностью, равновесием и симметрией, белыми элементами на красном фоне.

Cеверное барокко

Храм Зна́мения Богородицы в Дубровицах, голицынское барокко

Cеверное барокко




Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах вобрала в себя элементы итальянской, немецкой, шведской, французской и русской архитектуры. Обилие архитектурных деталей и резьбы - витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых - делают храм уникальным образчиком церковного зодчества. Вместо традиционного купола церковь венчает золотая корона.

 


Cеверное барокко

Cеверное барокко

Cеверное барокко


Самоназвания архитектурных направлений барокко в России происходят от фамилий родов, покровительствовавших возведению наиболее знаковых сооружений данной эпохи, которые, разумеется, обладали собственными характерными особенностями. Вообще, отличие отечественного барокко от европейского можно в общих чертах проследить в простоте и композиционной структурности. Разницу можно найти и в деталях, например, в используемых отделочных материалах. В Европе для облицовки применялся камень, русскими же мастерами использовались штукатурка и гипс, которые, в отличие от камня, можно было красить. Именно поэтому архитектурные сооружения русского барокко радуют глаз ярким контрастным колером. В основном использовались красные, голубые, желтые и белые краски, а также их сочетания, а для кровли применялась белая жесть и различная позолота.

В декоре фасадов использовали орнаментную лепку, в которой отчетливо проступали элементы традиционного русского колорита. Западные зодчие, стремясь переплюнуть конкурентов, активно использовали мистические знаки и символы, что также не характерно для русского барокко, хотя, справедливости ради, иностранные архитекторы, возводившие усадебные имения для первых лиц империи в столице и ее окрестностях, все-таки прибегали к традиционно европейским приемам. Но в глубинке, куда барокко изначально просочилось стараниями боярина Льва Нарышкина, в отделке практически полностью преобладали местные традиции.

Cеверное барокко

Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине князей Нарышкиных, - одна из лучших представительниц московского барокко. Церковь в этом подмосковном селе была известна с 1619г. - эта небольшая деревянная церковь Покрова и дала имя новой, двухэтажной роскошной барочной красавице.
Cеверное барокко

Cеверное барокко




Cеверное барокко

Новодевичий монастырь в Москве

Великая обитель Пречистой Богородицы «Одигитрии», православный женский Новый Девичий монастырь в Москве (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) - заложен Великим князем Владимирским и Московским Василием III в 1524 году в честь главной святыни древнего Смоленска - иконы Смоленской Божией Матери.

 


Cеверное барокко

 

Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле "московского барокко". За короткий промежуток времени была выстроена колокольня, надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи - царевен Марии и Екатерины.


Cеверное барокко

 

Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

Стиль барокко в архитектуре мест проведения церемониальных и светских мероприятий высших сословий подчеркивал могущество и благосостояние Российской империи тех лет. Не только внешнее, но и внутреннее убранство зданий не имело себе равных во всей Европе. Наиболее выдающимся архитектором того периода принято считать Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, представителя т. н. елизаветинского барокко. Среди его работ вспоминаются великолепные Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, Андреевская церковь в Киеве, Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь. Эти сооружения поражают своими масштабами и пышностью отделки.

Cеверное барокко

Екатерининский дворец

Так получилось, что своим рождением Екатерининский (Большой) дворец обязан блистательным хозяйкам, трем женщинам-императрицам - Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, которым дворец принадлежал в XVIII веке и которые уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии, проекты и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, садоводов.

 


Cеверное барокко


Cеверное барокко


Cеверное барокко

 

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищает своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядит празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера

Среди прочих архитекторов эпохи барокко можно выделить Михаила Земцова, Дмитрия Ухтомского, Доменико Трезини, Савву Чевакинского. Эти выдающиеся мужи оставили после себя такие памятники русской барочной архитектуры, как Федорова церковь в Питере, возведенная среди прочих пятиглавых петербуржских храмов по проекту Трезини, дворец Шереметьевых, проект которого разрабатывал Чевакинский. Среди прочих памятников периода барокко, можно вспомнить Петропавловский собор в Казани, Меньшиковскую башню в Москве, Строгановскую церковь в Нижнем Новгороде, Предтеченскую церковь в Троице-Сергиевой лавре, часовню Пятницкого Колодца в Сергиевом Посаде и многие другие.


Cеверное барокко

Андреевская церковь в Киеве

Андреевская церковь - памятник истории, архитектуры, живописи и декоративного искусства XVIII века мирового значения.
Она строилась по заказу российской императрицы Елизаветы как часть Киевской царской резиденции, состоящей из Царского (Мариинского) дворца и дворцовой церкви.

 


Cеверное барокко


Cеверное барокко

 

Церковь построена в 1747-1762 годах в стиле барокко по проекту Растрелли, сохранила не только аутентичные архитектурные формы и наибольший процент отделки экстерьера, но и во всей полноте донесла до наших дней свое внутреннее убранство, которое является совершенным образцом православного церковного интерьера стиля барокко.


Cеверное барокко


Cеверное барокко

 

Совместное творение гениального архитектора Ф.-Б. Растрелли, человеческих рук и природы породило уникальный памятник, который благодаря легкости, утонченности композиции, гармоничному слиянию всех ее частей в единое целое и связи с окружающей природой, стала шедевром архитектуры эпохи барокко и послужила непревзойденным образцом для подражания в строительстве культовых сооружений. Мировым сообществом здание Андреевской церкви занесено в каталог «1000 чудес света. Шедевры человечества пяти континентов», изданного в Германии в 2002 году. Учитывая чрезвычайную ценность памятника, было предложено внести Андреевскую церковь в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Cеверное барокко

Зимний дворец

Cеверное барокко

Cеверное барокко


Пронизанный светом, сверкающий позолотой и зеркалами интерьер занимает всю высоту здания Зимнего дворца.

 


Cеверное барокко


Живописный плафон с изображением Олимпа (Дициано Гаспаро, 18 в.) визуально увеличивает высоту помещения. В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: "Власть", "Антиной", "Диана", "Справедливость", "Могущество". .

Cеверное барокко

Зимний дворец, Иорданская лестница

Беломраморная лестница, начинаясь от Главной галереи, расходится двумя широкими маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки.

 


Cеверное барокко

 

Здесь поражает воображение эффект барочной театрализации: низкий затененный первый марш лестницы контрастирует с ее основным объемом, где пространство словно раздвигается, отражаясь в зеркалах и прорываясь в бесконечность иллюзорной росписи свода. Десять монолитных колонн сердобольского гранита поддерживают своды лестницы.


Cеверное барокко

 

В 18 в. лестницу называли Посольской - послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. С лестницы открывается вход в две парадные анфилады дворца - Невскую и Главную, ведущую к Георгиевскому залу и Большой церкви. Проход по Главной анфиладе повторяет путь торжественных церемоний середины XIX - начала XX века.


Cеверное барокко

 

Позже лестницу стали именовать Иорданской - по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускался крестный ход к Неве.


Cеверное барокко

Петропавловский собор, Казань

Петропавловский собор - выдающийся образец нарышкинского барокко. Выстроен в 1722 году. Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню и построенный позже дом причта.

 


Cеверное барокко

 

Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством. . Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска.


Cеверное барокко



Cеверное барокко

Смольный монастырь

Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола - в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре - колокольни.

 


Cеверное барокко

Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

Cеверное барокко


Cеверное барокко


Cеверное барокко


Церковь Иоанна Воина на Якиманке (Москва)

Cеверное барокко

Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра.

 


Cеверное барокко


Cеверное барокко


Царствование барокко в России оказалось недолгим. Стремясь угнаться за Европейскими веяниями, в середине XVIII века столичные, а после и провинциальные постройки стали приобретать черты рококо, а к последней четверти XVIII века на смену им и вовсе пришел классицизм, сменив роскошество и грандиозность, на рационализм, простоту и монументальность античных форм.

Но барочные архитектурные ансамбли до сих пор радуют нас своими стилями, формами и неповторимой красотой.

Использованы также материалы блога: www.liveinternet.ru/users/4765189/post403961884


От: Репина Елена




2327 кол-во просмотров

Похожие темы


----------------------------

-

Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     

« Русское пенсионерство - обучение зарубежом Архитектурная теория и издания конца XVII — начала XVIII в. »


¬???? ¬???