Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


Архитектурная композиция

   «Географии генеральной» украшался архитектурной композицией. Последнее, впрочем, было весьма характерно для различных изданий и рукописей. Пример тому, «Художества огненный» 1685 г., где военные атрибуты заключались между колонн в стиле архитектуры «нарышкинского барокко», «Практика артиллерии», чей титульный лист украшало изображение Москвы с земляными укреплениями и т. д.

В известной мере, подобные изображения также приучали к восприятию новых форм, нового искусства, ведь подобное оформление книги разительно отличалось от книжной графики XVII в. Ведуны же и архитектурная графика непосредственно служили этим целям. Как бы акцентируя внимание владельцев гравюр, они способствовали формированию определенных архитектурно-художественных вкусов, делали все более привычной новую архитектуру.

Особенно многочисленны были в московской продаже «триумфальные входы» — изображения арок и фейерверков. Для жителей же Петербурга подобные изображения дополнялись другими гравюрами и книгами. Литература о Петербурге вообще была иной. Иначе строились композиции панорам, а наряду с видами зданий продавались гравюры, изображавшие торжественные входы кораблей. О Петербурге издавалось больше строительных указов, диктовавших, как и «какою манерою» строить мазанковые и каменные дома. В буднично-конкретной форме утверждались принципы регулярного градостроения. А на глазах покупателей этих книг и гравюр, строителей домов по указам и «образцам» создавался новый город, архитектура которого постепенно переставала быть новой.

Первые проекты

   Начинала регулироваться застройка Москвы, новые формы и приемы проникали в провинцию, где они соседствовали со старыми привычными композициями. Из Европы возвращаются петровские «пенсионеры». Осуществляются их первые проекты, в архитектурных «командах» на строительстве новых зданий русские ученики постигали теорию и практику новой архитектуры. Складывались новые композиции, новые критерии в архитектуре, искусстве. Свидетельством успехов деяний Петра становится и новое зодчество. Все сильнее звучит тема патриотизма, прославление России и в этом гимне немалое место занимает новый город, новая столица страны. Развивается новая художественная культура, в первые десятилетия XVIII в. зарождается русская наука об архитектуре, важную роль начинает играть архитектурная теория, складываются два различных взгляда на архитектурную науку, которые получат развитие в дальнейшем. Постепенно приходит понимание архитектуры как большого искусства. Пройдет четверть века, и Петербург назовут «Северной Пальмирой», русские теоретики переведут Витрувия и Палладио, Растрелли построит Зимний дворец «во славу государства Российского», а Баженов задумает создать новый Акрополь. Возникает архитектура, казалось бы, бесконечно далекая от зодчества начала столетия, получают развитие иные архитектурные взгляды, теории, иное художественное мышление. Но в этом процессе важную роль сыграла художественная культура петровского времени.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Восприятие античных пространственных искусств Архитектурная практика 18 века - сочетание различных «манер» »