Архитектурная практика 18 века - сочетание различных «манер»

 

   Архитектурную практику тех лет определяют имена М. Г. Земцова, П. М. Еропкина, И. К. Коробова — мастеров, получивших образование и начавших работать при Петре I.

Наряду с проектами крупных сооружений 1730 —1740-ми годами датируются чертежи, во многом определившие облик рядовой жилой застройки Петербурга в последующие десятилетия 6.

Тогда же жители Москвы и Петербурга знакомились с первыми произведениями В. В. Растрелли, назначенного и 1730 г, придворным архитектором. Вскоре появились его «Анненгофы» — царские дворцы в Кремле и Немецкой слободе. Причем для Кремля это было фактически второе (после арсенала) крупное здание нового времени. А на берегу Невы в 1735 г. под наблюдением Растрелли завершили отделку нового Зимнего дворца. Наконец, спустя шесть лет, почти одновременно с окончанием работы над «Должностью Архитектурной Экспедиции» началась грандиозная перестройка Петергофа.

Словом, именно 1730-е годы как бы подвели итог архитектурной практике петровского времени, открыв одновременно новую страницу в истории русского зодчества. Это означало дальнейшее формирование стиля в русском искусстве, а равно изменение эстетических взглядов, представлений о красоте архитектуры и т. д.

Своеобразное сочетание различных «манер» (позднего ренессанса, барокко, классицизма), свойственное архитектуре петровского времени, отходило постепенно на второй план, уступая место поискам единого стиля. Приближалась пора барокко и существенными на этом пути стали работы мастеров, прошедших школу строительства 1710—1720-х годов. Михаила Земцова, в частности, считают мастером, оказавшим определенное влияние на В. Растрелли.

Верность петровским традициям лишь отчасти означала тогда повторение отдельных форм и приемов. Главным стало последовательное развитие идей об облике города, об архитектуре как деле государственно важном.

Примеру тому — генеральный план реконструкции Петербурга и проект будущего архитектурного «корпуса» — «Должность Архитектурной Экспедиции». Авторы обоих замыслов — одни и те же люди. Работы начались одновременно в стенах «Комиссии о Санкт-Петербургском строении», а возглавил ее Петр Михайлович Еропкин. Его «соавторами» стали мастер большой художественной культуры М. Г. Земцов и товарищ по далекому заграничному пенсионерству Н. К. Коробов. Кроме того, в авторской коллегии значатся П. Трезини, М. А. Башмаков, И. Шумахер, Е. Тишин.

К концу 1740 г. рукопись была завершена. Она насчитывала теперь 30 глав, разделенных в свою очередь на «артикулы». А вначале указ 1737 г. об учреждении «Комиссии о строении» предлагал лишь «учинить обстоятельную и порядочную Инструкцию Полиции» (полицмейстерской конторе), которой подчинится новое учреждение, ведавшее всем архитектурно-строительным делом в стране. Несовершенство государственного управления строительством, его реорганизация и послужили непосредственной причиной появления «Должности Архитектурной Экспедиции», ибо, как сообщает сама рукопись, «за разностию команд и за разлучением архитекторов во всех приватных и публичных делах происходили немалые пеудобности и комфузии, и для того... повелели всех архитекторов собрать в один корпус по подобию инженерного...».






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Архитектурная композиция Курс архитектуры »