Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова

От: NoskovaLarisa


Опубликовано: Январь 21, 2008

Городское жилищное строительство

Исторический эскурс

Частное жилищное строительство XX

Коммунальные сооружения

Блеск и нищета современного коммунального строительства

 

Строительство жилья для бедных внесло незначительный вклад в становление того или иного стиля. Стилеобразующим является дом состоятельного человека. Он строится из материалов, более устойчивых к разрушениям, поэтому сохраняется чаще, чем пристанища нижнего сословия.

Жилые башни, а также каменные и фахверковые дома знати почти до поздней готики продолжают резко контрастировать с убогими, сегодня уже развалившимися хижинами, составлявшими большую часть городской застройки. Было бы неверно делать выводы о культуре быта людей того или иного времени, исходя из сохранившихся и часто потом измененных жилых домов от античности до позднего Средневековья.

Земельные участки горожан, занимающихся сельским хозяйством в пределах границ старых городов, дробятся в результате продажи или раздела имущества по наследству. В проектируемых новых городах строительные участки распределяются более равномерно.
Буржуазия, разбогатевшая благодаря ремеслам и торговле, становится более самостоятельной и образованной, отделяясь от простого народа. В ремесленных гильдиях возрождается византийская традиция, когда представители одного и того же промысла селятся на одной улице. Соперничество между гильдиями и патрициатом ведет к своего рода соревнованию и в области жилищного строительства. Классовые различия стираются; дом горожанина иногда превращается во дворец (дом Жака Кера), врываясь в «вотчину» быта дворянства.

Появление различных типов домов в разных странах и городах определяется местными традициями. На длинных и узких участках земли южногерманских городов возникает тип дома с двором, который затем распространится по всей Центральной Европе. Характерная особенность такого типа в том, что передний дом отделяется от заднего двором и соединяется с ним расположенным на одной стороне двора узким связующим строением - часто с аркадами. В северо-западной части Европы из прототипов жилищ древних германцев развивается дом павильонного типа с проходящей посредине длинной передней, по обе стороны которой располагаются жилые помещения, мастерские и помещения для скота. В южных странах климат благоприятствует традиции строить дома, дающие тень, которые группируются вокруг центрального двора. Плоская крыша часто обеспечивает дополнительную жилую площадь. Наклонные крыши домов в северных районах позволяют снизить давление снега на несущие конструкции, кроме того, они закрывают как оболочка самое верхнее перекрытие и делают это пространство также пригодным для жилья. Необходимость обогревать дом в высшей степени влияет на технологию строительства, расположение помещений и на внутреннее оборудование, т. е. на ту часть дома, которая определяет персональный стиль жизни владельца.

К традициям такого рода относится выбор того или иного типа дома: фронтонное здание или со свесом крыши (часто с поперечными фронтонами), пристройка эркеров, беседок и террас вдоль главного фасада, многоцветное оформление и пластичный декор.

На архитектурный стиль оказывают влияние и строительные материалы, определяющие фахверковыми постройками, зданиями из тесового камня или кирпича облик целых регионов.

Определенную лепту в становление стиля вносят и строительные правила, устанавливающие оборонительную прочность сооружения, выбор строительной площадки, обеспечение дорожного движения, гигиену, но в первую очередь защиту от самого опасного врага - пожара.

Сегодняшнее понятие о городском доме связано с представлениями о достойном человека жилье. Однако с античных времен такие притязания были известны лишь состоятельной прослойке. Чтобы такие же нормы распространились в народе, необходим минимум демократизации и «распыления» собственности, что впервые сложилось в ранней фазе Ренессанса, которая по времени совпадает с поздней готикой в Северной Европе.

С расширением права свободной торговли и повсеместного проживания в период поздней готики и Ренессанса происходит и «экспорт» стиля быта горожанина. Вместе с идеями гуманизма из итальянских республик в остальные страны Европы проникает и осознание необходимости лучших условий жизни. Ремесленные цеха и гильдии, как и многочисленные отдельные участники торговли, достигли уже такого уровня благосостояния и самосознания, что ищут своего репрезентативного выражения в переходе от хижины к дому и в оснащении его мебелью, художественно-промысловыми предметами обихода и произведениями искусства.

Но только лишь гражданам Нидерландов удается в XVI и еще больше в XVII в. преобразовать эти собрания разнородных престижных предметов в теплую домашнюю обстановку. Переплетение политических связей Нидерландов с испанской короной способствует тому, что Филипп II повелевает перенести в Испанию фламандские жилищно-архитектурные формы. Однако тип жилого дома, который наиболее отчетливо будет оказывать свое влияние на тенденции в этой области, появляется во Франции XVII в. помещения становятся более функциональными, лучше отапливаются и обеспечивают больший комфорт для обитателей и гостей, что способствует появлению знаменитых парижских салонов. Однако застывшая репрезентативная декорация в домах дворянства не позволяет создать тот уют, который присущ сориентированному на полезность и менее украшенному дому обычного горожанина.


В XVIII в. фешенебельные городские дома принимают формы и декор дворцов аристократии. В целом же значение отдельного, обособленного дома горожанина резко падает. На передний план выступает дом с квартирами для сдачи внаем. Индустриализация конца XVIII в. в Англии и XIX в, в континентальной Европе сопровождается появлением фешенебельных просторных вилл с парками, располагающихся не только по краям выходящих главных дорог крупных городов, но и в центральной часта малых городов и в сельской местности. При этом предпочтение отдается классицистическим и другим, претендующим на историзм архитектурным формам. Для армии же рабочих строятся многоквартирные дома, за эклектичными фасадами которых скрываются, как правило, довольно скудные жилые помещения. Одновременно в поселках развивается свой собственный стиль жилых домов для рабочих.

Первые усилия, направленные на улучшение жилищных условий рабочих, предпринимаются в Англии; за ней следуют Франция, Германия, Дания, Нидерланды и Бельгия:

1. Законодательство. Англия - законы Торрена и Кросса, 1868-1882; Бельгия - закон о патронажной комиссии, 1889.
2. Помощь местного самоуправления - лицензия на строительный участок, подготовка к застройке.
3. Социальное обеспечение рабочих. Германия - создание долгосрочной собственности с помощью ссуд на строительство, но дается только мало мигрирующим рабочим горных предприятий, что приводит к спекуляциям. Обычным явлением становится сдача внаем квартир, принадлежащих заводу. Голландец ван Маркен передает в 1870 г. рабочий поселок «Агнетапарк», Делфт, своим рабочим в качестве общей собственности, предотвращая спекуляции.
4. Самопомощь путем создания товариществ. В 1870 г. в Англии существует 2000 жилищно-строительных обществ. Германские жилищно-строительные товарищества также переходят от передачи жилья в собственность к сдаче внаем.
5. Строительная деятельность приобретает также характер бесприбыльных фондов. Англия - фонд Пибоди и фонд Октавия-хилл с целями народно-воспитательного характера среди беднейших слоев населения. Германия - создание с 1883 г. организаций социального страхования.
6. Частная строительная деятельность.

Требования улучшить условия предоставления кредитов, вводить налоговые льготы и предоставлять нуждающимся государственные субсидии способствовали развитию строительства в XX в., переложив финансовое бремя на государство. Остальные принципы никаких существенных изменений не претерпели.

Объединение архитектуры с развитием технологий, особенно в строительстве железобетонных сооружений, а также новые тенденции югендстиля к концу XIX в. указывают пути выхода из историзма, что влечет за собой большое число революционных «измов», объявляемых в воинственных манифестах и выражаемых в большинстве случаев лишь отдельными представителями искусства. Результаты этого находят свое отражение чаще в живописи и скульптуре, реже в литературе или музыке. Но архитектура, имеющая слишком сильную целевую направленность, а по развитию технологии слишком медленная, не может следовать за всеми - часто недолговечными - течениями, Поэтому дискуссии здесь ведутся в основном, о выборе между органическим или функциональным характером строительства. В большинстве случаев нехватка средств быстро заканчивает эти дискуссии в пользу функционализма, Поэтому новые архитектурные стили находят свое чисто показательное воплощение лишь в крупных объектах промышленных объединений и общин, располагающих финансовыми средствами, а также в немногих индивидуальных жилых домах и в отдельных крупных объектах массового жилищного строительства.

Частное жилищное строительство XX в, не участвует, как правило, в этих течениях. Здесь утверждается рациональный геометрический стиль без декораций и фасонных элементов. При всей той горячности, с которой ведутся споры вокруг многочисленных художественных направлений, в международном масштабе всеобщий вкус имеет преимущественно традиционно-функциональный характер, несмотря на тенденцию к индивидуальному одноквартирному дому. Внутреннее оборудование зданий также интернационализируется и демонстрирует явные аллюзии на исторические архитектурные формы наряду с умеренным модерном.

Большое значение приобретают усилия, направленные на создание достойных человека жилых форм в так называемом городе-саду или пригороде-саду. Они исходят на рубеже двух веков из Англии - Хоуард, «Города-сады завтрашнего дня» (1898-1902.) Первым таким городом-садом становится Лечуорт (начат в 1903 г.), но со временем эти идеи находят признание на международном уровне. С 70-х гг. частный парк все больше становится символом нового статуса горожанина.

Разрушения во время Второй мировой войны, а также и снос еще сохранившихся зданий - в непопулярном долгое время стиле историзма - в результате санирования городов или спекуляций земельными участками уничтожили многое из несовременного, но исторически ценного строительного фонда.
В конце 60-х гг. с приходом нового сознания о необходимости охраны окружающей среды при замене старых домов на передний план выдвигаются 2 основных метода: 1) строительство нового ядра здания при сохранении старого фасада; 2) новостройка с современным фасадом, приспособленным к старому облику города с помощью таких подчеркивающих исторический момент «театральных декораций», как фахверк, кирпич, вимперг или эркер. Спекуляции земельными участками при строительстве высотных торгово-деловых и жилых домов на месте старых домов, еще пригодных для проживания, приводят в 70-х гг. к социальным волнениям. С 80-х гг. в мире начинает распространяться постмодернизм. Как архитектурный стиль, он использует эклектичные передвижные декорации, но не как подражание, а с целью унификации. Первоначально задуманный как течение, противопоставленное функционализму, постмодернизм играючи преобразует классические архитектурно-исторические извлечения в современную функциональность. В результате грешит созерцательностью или стремлением сблизиться с прошлым. Часто ему удается - в отличие от историзма XIX в. - остроумно отмежеваться от процитированного образца.

Постмодернизм - разновидность маньеризма, питательной почвой которого всегда были технические средства классической эпохи. Но он не перенял ее доверчивости к скрытому символистическому смыслу словаря архитектурных форм, И как маньеризму, постмодернизму присуща остроумная искусственность.

Строго говоря, постмодернизм - это маньеризм историзма XIX в. Если историзм сделал своим символом классическую форму, то в постмодернизме она разбавляется веселой непринужденностью и подается как импровизация.


КОММУНАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

С ростом городского населения и развития торговли увеличилась потребность в административных зданиях. Их классическими формами являются ратуша и центральная (рыночная) площадь города, которые образовались еще в античные времена.

Противоречивость стилей городских и общественных сооружений.

В стилевом отношении коммунально-бытовые сооружения следуют вплоть до XIX в. за местным или ландшафтным стилем современного им городского строительства, которое они превосходят в репрезентативном отношении, но очень редко или никогда не опережают. Более того, эти общественные сооружения охотно заимствуют свой декор у установившихся архитектурных форм, в основном у культовых сооружений, а с расцветом Ренессанса и у дворцовых сооружений.

Блеск и нищета современного коммунального строительства.

Городское самоуправление относится сегодня к числу крупнейших работодателей в рамках соответствующих общин, а изучение обширнейших бюджетов говорит о большой разветвленности сфер его влияния. Поскольку детский сад и сберкасса, плавательный бассейн и транспортные предприятия являются городскими, то и киоск в городском парке и общественные туалеты также относятся к числу коммунально-бытовых сооружений. Но и иной старинный замок вместе с парком или какой-нибудь древний монастырь выжили только потому, что один используется как филиал городского самоуправления, а другой в качестве дома престарелых. Поэтому невозможно обеспечить единый ландшафтный или хотя бы местный архитектурный стиль для всех общественных сооружений. Вместо этого основные усилия переносятся на сам город в его административных рамках и реализуются с различным успехом в таких областях, как городское планирование, строительный надзор, санирование города и охрана памятников.

Тем не менее община как самоуправляющаяся территориальная единица наряду с промышленностью и государством становится важным заказчиком для архитекторов, предоставляя им шанс испробовать свое богатое воображение и все возможности программного и технического характера, хотя многое уже освоено в первой половине XX в. Идеи «Веркбунда», кубические формы «Баухауза», плоскости трактовки голландского объединения «Стиль», экспрессионизм Мендельзона и находки тайн великкх индивидуалистов, как Ле Корбюзье и А. Аалто, находят после Второй мировой войны свое более или менее достойное воплощение. Что-то действительно новое встречается редко. Если специально выдвинутые наружу конструктивный каркас и вспомогательные коммуникации парижского Центра им. Помпиду покажутся кому-то странными, он может увидеть их прототип в готической каркасной конструкции. По форме и объему сооружения необычное становится - как и в античности (Трир) - популярным в местах массовых встреч (Рим). Пронизанная манией величия халтура и бездушный функционализм столь же часты, как и угнетающий брутализм и простой китч. Современные общественные сооружения редко оказывают положительное влияние на качество жилья в городе. С тех пор как рационалистические архитекторы объявили город функциональной структурой производства, при их проектировании стандартное жилое помещение постоянно уменьшается. Центральная часть, ставшая вотчиной торговых и административно-деловых центров, к тому же закупоривается общественными объектами для образования (школы, театры), транспорта (парки), отдыха (спортивные сооружения, парки отдыха). Люди переезжают в пригороды. По окончании рабочего дня современный город вымирает. С этой точки зрения проблемы архитектуры имеют больше социальную, чем стилевую природу. Но, строго говоря, они всегда и были такими. Разница только в том, что градостроительное искусство в старые добрые времена отвечавшей всем потребностям ратуши решало эти проблемы, а не создавало их.

Везде верх одерживает функционализм. Статические и материально-технические возможности отходят, кажется, на второй план. Вместо стремления к новизне часто преобладает стремление к сенсационности. Ибо оригинальность является - как и у всего современного искусства - предпосылкой для того, чтобы занять то или иное место в истории искусства.

 

Источники: (3)  перейти: Список литературы

 


« Модернизм в архитектуре, городские и общественные сооружения Эгейская культура и архитектура, Греция и эллинизм »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!



 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК