Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Архитектурное бюро Глушкова
От: NoskovaLarisa


Опубликовано: Январь 22, 2008

Модернизм в архитектуре, городские и общественные сооружения

Немецкий Веркбунд
Фрэнк Ллойд Райт
Экспрессионизм
«Баухауз»
Футуризм
Конструктивизм в России
Группа «Стиль»
Интернациональный стиль
Ле Корбюзье

1907; Австрия 1910, Швейцария 1913, обе по немецкому образцу «Задачей союза Веркбунд является облагораживание промысловой работы во взаимодействии с художниками, промышленностью и ремеслами... Он является местом сосредоточения всех, кто способен и желает выполнять квалифицированную работу» (из положения о союзе на основе идей Морриса). Главные представители Веркбунда: Беренс (1868-1940), Ольбрих (1867-1908), Пауль (1874-1968), Гропиус (1883-1969), ван де Велде (1863-1957), Таут (1880-1938), Хофман (1870-1956).

Цели: создание соответствующих веку техники функциональных сооружений из современных материалов (кирпич, бетон, стекло, сталь). В 1814 г. Веркбунд организует в Кельне выставку с архитектурными образцами, предназначенными для строительства заводов, театров и парадных залов. Особым вниманием пользуется образцовая фабрика Гропиуса, испытывающая влияние Райта.


ФРЭНК ЛЛОЙД РАЙТ


1869-1959

“Величайший американский архитектор 1-й половины XX в.» (Певзнер). Сделать выбор из множества его идей и творческих инициатив чрезвычайно сложно. Выдержанному в ровных линиях небоскребу на Восточном побережье можно противопоставить его ранние «дома прерий» (1900-1908), которые через Гропиуса и объединение голландских архитекторов «Стиль» оказывают сильное влияние на европейскую архитектуру:
- низкое, но обширное строение
- размеры и расположение помещений определяются их функциональным назначением
- зал, столовая и жилое помещение не обособлены, переходя одно в другое
- помещения выступают за пределы центрального ядра сооружения (дом Уиллитса) и определяют внешний вид, плоские кубы которого приобретают благодаря свесам кровли связь с окружающей средой
- применение бетона, стекла, стали и естественного камня, позже - готовых бетонных конструкций, используемых и для оформления наружных поверхностей
-строительные детали строго функциональные, без облицовки


ЭКСПРЕССИОНИЗМ


1910-1925

Экспрессионистская архитектура вытекает из стиля модерн. К ней относится также антропософское «гётеанство» Штейнера (Дорнах):
- функциональные сооружения наподобие абстрактных скульптур
- закругленные пластические формы (Потсдам, башня Эйнштейна)
- сталактитовые перекрытия и похожие на органные трубы структуры (Зальцбург, Праздничный зал, 1920; Берлин,

Большой театр (театр Рейнгардта, 1919-1920, арх. Пёльциг), позже остроугольные здания с акцентированием горизонтали (Гамбург, Чилехауз).

Сильное влияние экспрессионизм оказывает на Скандинавию (Копенгаген, церковь Грундтвига, арх. Клинт) и на Нидерланды ( Шипвартхёйс в Амстердаме, арх. ван дер Мей). В 1925 г. на смену экспрессионизму приходит интернациональный стиль.


«БАУХАУЗ»


1906-1924 Веймар, 1924-1930 Дессау, 1930-1933 Берлин

“Архитекторы, скульпторы, художники... должны снова обратиться к ремесленничеству... Конечная цель всякой художественной деятельности - созидание!” (Гропиус, 1919, Манифест)

Самая значительная художественная школа XX в. (Певзнер) основана в 1906 г. Великим герцогом Веймара как школа художественных ремесел под руководством ван де Велде. Его последователь Гропиус (1883-1969) в 1919 г. реорганизует школу и дает ей название «Баухауз» в духе средневековых ремесленных объединений («Баухютте»). Одинаковая подготовка для художников и ремесленников на «начальном курсе» по формам, материалам и цветам под руководством Иттена.

Вскоре «Баухауз» отказывается от идей Морриса и экспрессионизма - создания под впечатлением «Эстетики машин» (ван Дусбюрг, 1921) промышленных кубических изделий, придерживаясь при этом четкого языка форм течения «Стиль», и имеющего практическую направленность супрематизма (см. Конструктивизм).

В 1924 г. «Баухауз» переводится в Дессау. Здание объединения Гропиуса становится программой школы и частью «интернационального стиля»:
- четкие кубические блоки
- отсутствие по углам зданий видимых несущих частей
- стеклянные навесные фасады

Руководители объединения: 1928-1930 - Мейер, с 1930 г. до закрытия в 1933 г.- ван дер Роэ


ФУТУРИЗМ

Италия, 1909 (Маринетти)

В отличие от неприязненного отношения Морриса к машинам, художники-футуристы (Карра, Балла) восхищаются новой техникой и динамикой крупного города: «Завывающий автомобиль, летящий, будто выпущенный из ружья, прекраснее Ники Самофракийской... Мы будем прославлять войну - единственную гигиену мира, милитаризм... направленное на уничтожение дело анархистов... и презрение женщины» (Маринетти, Манифест, 1909). Сант-Элиа становится ведущим теоретиком футуристической архитектуры: «Расчет прочности материалов, применение железобетона и стали делают архитектуру «в классическом и обычном понимании невозможной... Футуристический город... должен быть подобен большой шумной верфи и во всех ее частях быстрым, механическим; футуристический дом должен выглядеть как огромная машина» (1914).

Его архитектурные проекты намного обширнее аналогичных работ Райта и венца Вагнера, которые являются для него примером. Эти проекты влияют на Корбюзье и голландскую группу «Стиль», но ни одно футуристическое сооружение не было реализовано.


КОНСТРУКТИВИЗМ В РОССИИ

Между 1920 и 1930 гг.

Выводы из течений “Стиль”, Веркбунд и футуризма:
- архитектура на службе нового общественного устройства
- 3-секторная планировка городов: 1 -административный центр, 2 - производственный, 3 - центр воспитания бесклассового общества
- отказ от капиталистических форм (от небоскребов)
- интеграция искусств (памятник Татлина III Интернационалу, 1920 - архитектура в форме конструированной скульптуры, в чем он схож с Эйфелевой башней)
- в рамках универсальной системы коммунистической культуры Малевич создает проекты жилых зданий будущего: «архитектоны» и «планиты» (1923)
- в 1924 г. Лисицкий проектирует «горизонтальные небоскребы, то есть высотные дома, связанные похожими на мосты поперечными домами
Экономика России позволяет осуществить лишь часть многочисленных монументальных проектов жилых зданий, рабочих клубов, спортивных сооружений, торговых и административно-управленческих зданий. Некоторые из них отличаются символическими планами: в форме пятиконечной звезды. В конце 20-х гг. в России работают также и западные архитекторы (Мей, Корбюзье и др.).


Страница 1 из 2 | -- >>
« Модерн Городское жилищное строительство »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!



 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК