Опубликовано: Январь 3, 2008

Архитектура греческой античности

  • Введение
  • Формы храмов
  • Дорический храм
  • Ионический храм
  • Коринфский храм
  • Фолос


В XII в. до н. э. дорические народы проникли из северной Греции па юг к Пелопоннесу, на восток к островам Эгейского моря вплоть до Крита и в прибрежные районы Малой Азии, Они разрушали все, что лежало у них на пути: памятники микенской культуры, художественные произведения ахейцев.

Однако, обнаружив здесь дома-мегароны. они переняли их форму, что повлияло в течение тысячелетий на развитие в многочисленных вариациях храмов Греции и Рима.
Мегарон являлся центральным помещением микенского дворца. Построенный в качестве дара по обету терракотовый храм VIII в дает определенное представление об этом типе сооружения с его крутой крышей над целлой, боковые стены которой выдвинуты вперед (= анты) и образуют с одной стороны открытое пространство - пронаос. В зданиях-сокровищницах архаики, а также и в небольших храмах более позднего периода мы снова находим эту основную форму в виде антового храма, но с парой колонн между антами ( и Элевсин). В амфиантовом храме появляется зал со стороны заднего фасада (опистодом), но без входа в целлу. Благодаря ряду колонн, стоящих перед входом храма в антах, образуется простильный храм.
Если амфиантовый храм имеет такую же колоннаду и с противоположной стороны, он называется амфипростиль. Однако не они, а большие храмы: периптер и эллинистический диптер и окруженные венцами колонн святилища со вторым главным фасадом, в полной мере отражают наши представления о греческом зодчестве.
Когда в VIII и VII вв. до и. э. некоторые города Греции превратились в государства, они стали посылать своих колонистов даже к берегам Черного моря, чтобы строить там новые города. На западе они заселили области южной Италии и Сицилии, которым римляне дали общее название Magna graecia - Великая Греция. И сюда они перенесли свои формы храмов и развили их до гигантских размеров с 8-9 фасадными колоннами, наружной лестницей к алтарю, со святилищем-адитоном, расположенным позади целлы и недоступным для народа.

Область восточного Средиземноморья, в которой развивалась греческая культура, велика, разделена морями и раздроблена на острова. До эпохи Александра Македонского и расцвета Рима греки не создали единой нации. Их города-государства зачастую кровно враждовали. Но все они говорили по-гречески, а художественное развитие всегда шло одним и тем же путем. И даже если второй главный фасад изобретен в Коринфе, а ионический ордер долгое время являлся своего рода визитной карточкой островитян и племен Малой Азии, основная схема храмового сооружения повсюду одна и та же. И Акрополь в Афинах ясно показывает, как в V в. до н. э. «местный» дорический стиль непринужденно перемешивается с ионическим.

Общим для греческого искусства является тот факт, что всё - от храма до предметов потребления - возникало как заказная работа на религиозном фоне. Даже театр является религиозной сферой, а торжественное театральное представление - богослужением. И перед эллинистическим булевтерием в Милете, зданием городского совета, в переднем дворе стоит алтарь.

Развитие отдельных элементов греческой архитектуры можно последовательно проследить. Так, широко выступающий архаичный эхин дорической капители в классический период стал уже, приземистая архаичная колонна обрела элегантную стройность, ее ранее сильно выпуклый энтазис снова вернулся почти к прямой линии. Сложная база ионической колонны, возникшая в Малой Азии, преобразовалась в состоящую из трех частей “аттическую базу”. В такой форме она не потеряла своего значения и в романской архитектуре. Первоначально вытянутое в длину внутреннее пространство целлы к классическому периоду стало несколько короче. Соответственно изменились соотношения числа колонн на боковой и продольной сторонах.

?
620, Термон, храм Аполлона: 5/15 архаическая эпоха
590, Олимпия, храм Геры: 6/16 560, Сиракузы, храм Аполлона: 6/17
после 471, Олимпия, храм Зевса: 6/13 классическая эпоха
449, Афины, Парфенон: 8/17
ок. 300, Дидимы, храм Аполлона: 10/21 эпоха эллинизма
(длина = 2 ширина +1)

 

Сооружения IV в, до н. э. имели обычно еще более широкие формы (Приена: 6/П)
Дорический и ионический ордера возникли в архаическую эпоху на фоне развития архитектурного искусства тех или иных племен. Только коринфская капитель является изобретением классической эпохи. Ее создателем называют Каллимаха. В период классики ордера стали смешивать. Например, в Пропилеях Акрополя 437-431 до н. а рядом стоят дорические и ионические колонны. Коринфский ордер сначала применялся только в интерьерах храмов, впервые в 420 г. до н, э. в целле дорического храма Аполлона в Бассах 15* и непосредственно рядом с ионическими колоннами! (см. также Тегея, Эпидавр, и ионический фолос в Олимпии). Только в раннюю эллинистическую эпоху они появляются на фасадах.
Обзор
Геометрическая эпоха 1100-700 гг. до н. э. От архитектуры этого периода мало что сохранилось. Ее название характеризует декоративные формы керамики того времени (сооружения по обету).
Архаическая эпоха 700-500 гг. до н. э. Микенский мегарон стал прототипом ранних храмов в антах из высушенного на воздухе кирпича и дерева. В VII в. до н. э. происходит переход к использованию при строительстве храмов исключительно камня, а с появлением второго фасада и окружения храма колоннами возникает периптер. Целла становится трехнеф-ной и получает пронаос (открытый портик) на востоке, опистодом (открытый зал) на западе (в Великой Греции чаще закрытый зал - адитон). До и после 700 г. до н. э. на Пелопоннесе (Аргос, Коринф) возникают дорический, а на ионическом востоке ионический ордера. Тонкие деревянные колонны заменяются массивными каменными колоннами. Сооружения приобретают монументальные формы.
Классическая эпоха 500-330 гг. до н. э. Тридцатилетие между началом персидской экспансии и появлением на политической сцене Перикла в 459 г. до н. э. называют переходным периодом. Строительство первых образцов раннеклассических храмов началось с сооружения в 471 г. до н. э. храма Зевса в Олимпии,
- Воздвигнутые, начиная с 449 г. до н. э. сооружения в Афинах представляют собой вершину классической архитектуры. В классическую эпоху стали отчасти широко применяться традиционные и новые архитектурные детали и принципы:
- Осевая связь антовых фасадов с третьей колонной на продольной стороне, (сначала в Селинунте на Сицилии, храм G, ок. 520 г, до н. а, однако в классическую эпоху уже не всегда, так, например, ее нет в храме Зевса в Олимпии, 18*, храмах Аполлона на Делосе и в Дельфах)

- Смешивание дорического и ионического ордеров (Бассы, Афины, Пропилеи Акрополя)
- Курватура - легкое искривление стилобата (сначала Коринф, храм Аполлона, серед. VI в. до н, э.) и антаблемента, легкий наклон колонн и стен целлы внутрь (Афины, Парфенон)
- Взаимосвязь всех размеров (сначала Коринф, храм Аполлона)
- Более изящные дорические колонны
- Возникновение аттической базы для ионического ордера
- Изобретение коринфской капители
- Круглые сооружения (фолос. известен с VIII в. до н. э.)
- Начало строительства арок и сводов из клинчатого камня в рапнеэлли-нистический период (Вергина, т. н, гробница Филиппа II, умер в 336 г. до н. э.)

Эллинистическая эпоха 330-30 гг. до н. э. скалистые возвышения: часто Афине

- источники на плодородных равнинах: Деметре. Другие источники, напр, в Дельфах, Диднмах
- пещеры: Зевсу, например на Крите; Пану и нимфам в Аттике
- деревья: в Додоне, около Эрехтейона в Афинах, в Герайоне (святилище Геры) на о-ве Самос
- микенские руины: Афины, Микены, святилища Геры на Аргосе и Самосе, Термон
- микенские погребения: Олимпия, Немея, Ист

Особое, надрегионалыюе, значение имеют:

- панэллинистические, всегреческие празднества и состязания в Олимпии. Дельфах, Немее и на Исгме
- оракулы: Додона, Дельфы, Олимпия, Дидимы, Кларос, Эфира, Амфиарейон, Трофонион, Птойон, Абаи, Сура, Кумы
- целительные культовые сооружения; Асклепион = святилище бога Акслепия в Эпидавре, на Косе, в Пергаме; Амфиарейон
- мистические культы в общественных ландшафтных святынях: Элефсис, Самотраки

Темены находились на свободных землях.

Городские святилища чаще всего размещаются на акрополе, холме, возвышающимся над полисом = городом: Афины, Коринф, Линдос, Камейрос, Ялисос, Милет, Пергам, Приена, Сиракузы, Селинунт. Акрагант, или вблизи городов: в Афинах, Тегее, Сардах, Мета-понте, Сегесте, Пестуме. Жертвы приносились на алтарях или жертвенниках. Для изображений богов строили храмы (наосы), а дары богам выставлялись на всеобщее обозрение или хранились в сокровищницах (тезаврах). Празднества проходили также в театрах и на стадионах.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР


Колонна = (гр. Stylos)
- скапос = ствол стоит без базы и плинта на стилобате (основание колонны) = верхняя ступень трехступенчатой крепидомы (цоколя)
- стереобат (прочное основание) = крепидома + фундамент, - энтазис = утолщение нижней половины ствола, сужение кверху до ЛМ нижнего 0
- каннелюры = плоские вертикальные желобки между ребрами
- скамиллус (маленькая канавка)
- гипотрахелия = низ шейки колонны
- анули (гр. Mulus) = узкие кольца-пояски вначале
- эхина = округлого утолщения, выпукло выступающего, со времен классики ставшего более строгим, сверху
- абака (доска) = квадратная надкапи-тельная плита
Антовая колонна с гладким, не сужающимся кверху стволом. Многочисленные формы, в т. ч.:
- тения, фасция = менее выступающая полочка шейки колонны
- эхин с киматией (маленький каблучок) = «набегающая волна», Антаблемент = архитрав, фриз и карниз (гейсон):
- архитрав (несущая балка), эпистиль (балка колонны) = главная балка, сверху ограниченная
- тенией = узкой полочкой, к которой подвешены
- регулы = узкие плиты с 6 гуттами = первоначально головками гвоздей. Над каждой регулой на тении расположен
-триглиф («три прорези») = торец балки с двумя прорезями в середине и «половинной» прорезью типа фаски на боковых гранях. Триглифы образуют, чередуясь с метопами (пространство между глазами) = украшенными живописью или рельефами,
- триглифон = фриз
- гейсон (выступ) = венчающий, главный карниз

 

ДОРИЧЕСКИЙ ХРАМ

Сооружения дорического типа были распространены на Пелопоннесе и в Великой Греции. Образцовые формы деревянных сооружений стали, начиная с VI в. до н. э., переводиться в камень, а архитектурные детали приводиться в систему горизонтальных и вертикальных элементов, а также по размерам и числу.
- Горизонтальные элементы: стереобат, антаблемент, фронтон, крыша
- Вертикальные элементы: колонны, триглифы, стены целлы на одноступенчатом основании = тойхобате
Размеры
- Соотношение числа колонн на фронтонной и продольной сторонах = 5:15; 6:17; 6:16; 6:15 (архаические, тонкие), 6:14; 6:13 (классические, гармоничные), 9:18; 6:17; 8:17 (особые формы Великой Греции)
- Интерколумний (расстояние между осями колонн): 2,5 нижнего диаметра
- Высота: 5-6 нижних диаметров
Сужение: 1А нижнего диаметра
- Мутулы (капельки) = широкие плиты с 3 рядами по 6 гутт над каждым триглифом и метопой
Фронтон с
- украшенным скульптурой треугольным полем, сверху закрываемый наклонным гейзоном и (фронтальной)
- симой = изогнутым гуськом в форме карниза, часто украшенным пальметтами. В качестве горизонтального водосточного желоба на продольных сторонах с
- водостоками, (в виде львиных голов), сима также заменяется
- антефиксами (прикрепленные гвоздями) = торцовой черепицей вдоль кромки кровли, - акротериями (ед. ч. акротерий, вершина) = пластическими украшениями над углами и коньком фронтона
Стены целлы без украшений, кроме верхнего фризового пояса и нижнего (цокольного) элемента

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Колонна: ствол более стройный, чем у дорической, также и с рельефом, Эфес, Дидимы, Сарды, Хрис, Кизик
- энтазис появился в Ионии только в конце классического периода
- каннелюры - обычно 24 глубоких желобка между дорожками, вверху и внизу закругленных
- база = основание колонны. Типы
a) островная ионическая. У самосской базы на слегка вогнутом каменном барабане - сли-ре (изгиб) имеется мощное утолщение = торус. Спира расчленена стержневыми профилями, а торус - каннелюрами
b) малоазийская ионическая. Распространена эфесская база: квадратный плинт {кирпич) = плита основания. Спира с 3 одинарными или двойными стержневыми профилями, между которыми по одному трохилию = выкружке
c) эпическая база {конечный тип развития). Впервые устанавливается лишь 8 римский период. Широкий нижний торус отделен от более плоского и узкого верхнего выступающим книзу трохилием
- Капитель: эхин с ионической кима-тией = иониками, ниже, прежде всего, в Ионии, астрагал = таранная кость. Над ними вогнутый, а по бокам с завитками пульвинум = подушка. На передней и задней части расположено по каналису = желобу, оформленному на завитках к направленным вниз волютам в виде «глазка». В VI в. до н. э. каналис чаще выпуклый, позже - вогнутый. В парусе между волютами и эхином - пальметты, по бокам завитки покрыты антемиями = спиралями, акантом, или связаны балтеусом. Абака плоская с киматией.
- Угловая капитель

Антаблемент с различными архитравами:
a) малоазийский: фасции (пучки прутьев) = консольно выступающие каменные ленты + гейсиподы + зубчатый фриз + венчающий карниз + сима
b) островной ионический (с изображением людей и животных) = рельефный, без зубчатого фриза
c) малоазийско-эллинистический: фриз + зубчатый фриз - между горизонтальными элементами фризы-киматии.

ИОНИЧЕСКИЙ ХРАМ

Их область распространения простирается на острова Эгейского моря, Аттику, районы поселения ионийцев в Малой Азии. План и верхнее строение следуют более строгим и рациональным принципам, чем дорические храмы. Склонность к растровому (решетчатому) плану особенно заметна в крупных храмах (Самос, Эфес; Дидимы),
Благодаря множеству новых орнаментов ионические храмы кажутся более богато украшенными.
Орнаментика сконцентрирована, прежде всего, на промежуточных элементах (база и шейка колонны, капитель, абака, профили карнизов). Предпочтение отдается астрагалу {бусы, круглые диски), ионической киматии (ионики с остроконечными стреловидными валиками) и лесбийской киматии (сердцевидные листочки, чередующиеся с острыми валиками). Фризы и карнизы, а в эллинистических сооружениях и нижнюю часть антаблемента украшают также меандры, переплетенные ленты, пальметты, завитки, спирали, акантовые листья, чешуя.

 

ионический храм
 

 фото: www.tuad.nsk.ru

Кессонированные поля потолка в деревянной архитектуре органически смотрятся как пространство между перекрещивающимися балками. В дорической и ионической каменной архитектуре они вырезаются в системе стротеров (каменных балок), которые ступенчато заполняются калимматиями (заполняющими элементами). Последние украшаются пластичными, полихромными фризами.

Размеры (без учета особых форм):
- высота колонн = 8-9-кратный нижний диаметр
- сужение энтазиса = нижнего диаметра колонны
- каннелюры: 24, между ними дорожки 1/4 ширины каннелюры
- интерколумний = 3 нижних диаметра

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР

От ионического отличается капителью. В ней вокруг чаши (калафос) расположены в 1-2 ряда акантовые листья, между которыми к середине четырех граней и к углам поднимаются усики, закручивающиеся в волюты под профилированной плитой абаки. Изобретение элемента приписывается Калимаху, конец V в. до н. э., и впервые применено в интерьере храма в Бассах (первый проект Иктина). Капители с венками из листьев первоначально появились в сер. VI в. до н. э. в Эолии и создавались, например, в Дельфах (сокровищницы в Клазоменах и Массилии), Афинах, Пергаме (эллинистич. сооружения) и Милете. Благодаря 4 одинаковым граням коринфская капитель заметно превосходит ионическую (см. угловую ионическую капитель). Если в классический период капитель сооружалась лишь в целле храма, то в эпоху эллинизма - и на наружных колоннах.

ФОЛОС

 

ФОЛОС
 

фото: izo-slovar.ru

Фолосы - круглые сооружения с колоннадой. Если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они не относятся к тому же ордеру, что и наружные колонны. В греческую эпоху фолосы часто были культовыми сооружениями (Эпидавр), однако в доэллинистическую эпоху храмами не являлись. Круглое сооружение с колоннами без целлы называется моноптер (по Витрувию). Этот термин используется и для обозначения простых круглых храмов с кольцевой галереей.

 

Источники: (3)

перейти: Список литературы


От: popov






Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы


----------------------------







 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Югендстиль и модерн Эллинизм в архитектуре »


¬???? ¬???