Опубликовано: Январь 4, 2008

Эллинизм в архитектуре

  • Введение
  • Типы зданий, архитектурные детали
  • Комплексное строительствои архитектурные ансамбли
  • Планировка эллинистических городов
  • Театр
  • Культовые сооружения, храмы
  • Этажное строительство
  • Надгробный памятник Мистеральный храм


ЭЛЛИНИЗМ

Эллинизм как политическая эпоха начался завоеванием Александром Македонским Персидского царства в 334 г. до н. э, После смерти императора в 323 г. до н. э. его полководцы = диадохи разделили между собой монархию Александра Македонского (карта на с. 28-29), а последователи = эпигоны укрепили систему эллинистических государств. Конец их наступил с присоединением к расширяющейся Римский империи: Македония 168 г. до н. э., Греция 146 г. до н. э., Пергам 133 г. до н. э., царство Селевкидов в Передней Азии до 63 г. до н. э., империя Птолемеев в Египте 30 г. до н. э.

Эллинизм как культурно-историческое явление выходит далеко за рамки 300 лет. От Нубии до Черного моря, от Пенджаба до Тирренского моря постепенно развивалась единая, прогрессивная греческая культура, расставшаяся с характерными чертами старых городов-государств. Единым языком на основе аттического диалекта стал койне. Центрами новой культуры становятся Александрия, Пергам, Антиохия, Родос и Афины. Расцветают философия и науки, из старых греческих городов привлекаются талантливые художники. Аристотель, учитель Александра Македонского, разработал категории новой учености - из смеси восточного духа и греческой культуры (к чему стремился сам Македонский в космополитическом смысле). В Малой Азии и Египте в период позднего эллинизма развился синкретизм, который способствовал проникновению восточных религий в Европу.

Архитектура с конца IV до конца II в. до н. э. характеризуется рациональным и интеллектуальным экспериментированием с классическим набором форм (см. левую шпонку) путем разделения художественных и утилитарных аспектов и открытия интерьера как архитектурно-планировочной задачи. На пути к архитектуре помещений и массового строительства периода Римской империи (Пренесте) архаическая и классическая структура теряет свое значение.
В ходе своей экспансии Рим грабит или копирует многочисленные греческие и эллинистические произведения искусства, импортирует художников и перенимает формы греческого искусства. Переход эллинистической архитектуры в римскую завершился в ранний период Римской империи (I в. н. э.).
Такие эллинистические архитектурные принципы, как соосность и симметрия, храм на подиуме, многоэтажность и пр., не только были заимствованы римской архитектурой, но и усовершенствованы ею (например, террасы создавались уже с помощью субструкций из бочарных и крестовых сводов). Даже когда в угоду римско-имперскому вкусу старые эллинистические города (Эфес!) перестраивались, эллинистическое наследие, особенно в Малой Азии, явно прослеживается вплоть до II в. н. э.
1 Понятие «эллинизм» введено в 1836 г. ИХ. Дройзеном со ссылкой на Главу 6 книги Деяния Апостолов: во время спора в древней общине еэреи (Hebraioi) противостояли эллинистам. Это быш еареи, близкие к греческой культуре (например, Павел). У других культур понятие «эллинизм» употребляется менее строго, чем у немецкоязычных историков. Французское tiellenisme означает «способ выражения по правилам греческого стиля» или "Греческая культура» в самом широком смысле, подобно англ. hellenism, что, среди прочего, означает идеал по образцу греческих культурных ценностей. Еще более общим является итальянское ellenismo в значении «древнегреческая культура-. По Вольфгангу Орту


Эллинистическая архитектура, продолжая греческую традицию, преобразует ее новациями. Хотя их немного, новые сооружения обогатили старый архитектурный набор.


ТИПЫ ЗДАНИЙ


Храм
- Крупные храмы в форме диптерэ: Эфес, храм Артемиды, после 356 г. до н, э., позднеклассический ~ раннеэллинистический; Дидимы, храм Аполлона, ок. 300 г. до н. э., раннеэллинистический, (по образцу архаических с добавлением новых элементов - 4-ступенчатой крепидомы)
- Псевдодиптер = без внутренней круглой колоннады (изобретение архаики). Сарды, храм Артемиды, конец (V или начало III в. дон. э., раннеэллинистический; Месса/Лесбос, храм Афродиты, III в. до н. э.; Хриса/Троада, храм Аполлона, III или II в. до н. э.; Магнесин, храм Артемиды; Лагина/Кария, храм Гекаты, II в. до н. э.; Алабанда/Кария, храм Аполлона, II в. До н. э.
- Периптеры в западных колониях больше не строились, изредка в Греции и на островах Эгейского моря (Мессенэ, Асклепейон; Тенге, храм Посейдона, II в. до н. э.: Олимпионы в Афинах и Лебадее, II в. до н. э.), чаще на западе Малой Азии (Приена, храм Афины, раннеэллинистич., первая пол. III в. до н. э.)
- Многочисленные маленькие храмы в антах и простили (Персам)
- Единственный псевдопериптер: Эпидавр, храм L, начало III в. до н. э.
- Круглый храм (фолос, VIII в. до н. э., поздняя геометрическая эпоха); Олимпия, Филиппион, 338 до н. э., раннеэллинистический; Самофракия, Арси-нойон; Стимфал, Героон
Светские сооружения традиционны, но модифицированы: агора, булевтерий; жилой дом, Библиотека - изобретение эпохи эллинизма. Монументальные театры: Афины; Сиракузы; Эпидавр, начало III в. до н. э., во II в. до н. э. расширены, - Скена: Афины, театр Диониса, 338-331 гг. до н. а, Приена,
- Парод: Эпидавр, Додона
Стадион: Афины, ок. 330 г. до н. э., Эпидавр, Немея, Родос
- Колоннады над стартовыми площадками: Эпидавр, Кос
Городские ворота с фасадом: Тасос, ворота Зевса и
Геры, IV в. до н. э.; Шлет: Священные ворота; Перуджа
Погребальные сооружения
- Башни-гробницы: мавзолей в Галикарнасе; Птолемея в Ливии; Кирена; так называемые «пунические» башни -гробницы в Тунисе и Алжире
Приена, раннеэллинистический театр (кон. IV в. до н. э.), просцениум (II в. до и. э., перестр. во II в. н. э.). Просцениум (Р) - часть сцены с опорами, с 3 дверями для актеров и 4 пинаками (сменными кулисными панелями для драмы с хором на орхестре (О). Действия разыгрывались на логейоне (L) перед 2-этажной скеной - сооружения с тироматой (Т) - нарисованными кулисами. Прохедрия (Рг) = ряд кресел для почетных зрителей и алтарь Диониса (D). Пародои (Ра)= боковые входы, койлон (кавея, К) - места для зрителей (см. Греческий и римский театры).
- сводчатая гробница: Македония; Каноса/Апулия
- фасады гробниц: Македония
- перистильные гробницы: Александрия

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Ордера. Дорический еще встречается; предпочтение ионическому и коринфскому (оба с плинтом)
- Каннелюры колонн - часто грани со снятыми фасками (колонны из тесаного под рустик камня); в нижней части ствола отсутствуют
- Смешение ордеров в храмах (Эпидавр) и у многоэтажных колоннад, например, стоя; иерархия ордеров, т. е. нижний этаж чаще дорический, верхний или колонны интерьера в ионическом или коринфском ордере
- Формирование архитектуры полуколонн Этажное строительство (изобрел Сострат Книдский, создатель Фаросского, Александрийского маяка, III в. до н. э.: портиков, портиков с дворами, городских ворот, фасадов гробниц, мавзолеев, сценических сооружений, жилых домов

Высокие цоколи из тесаного камня (по архаическим образцам) под храмами, колоннадами, алтарями, надгробными памятниками Своды: цилиндрические: гробница, театр, ворота; из клинчатых камней: Приена, ворота агоры, фронтон с разрывом (с I в. до н. э.), Петра, Помпеи, живопись 2-го стиля; Криволинейные формы: фолос, апсида, арка, свод, купол, конха, вогнутая расстановка колонн, экседры снаружи или в зданиях

КОМПЛЕКСНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Строительные комплексы, сооружения которых эшелонированы не автономно, а иерархически

  • Применение террасного мотива: Кос, Асклепийон; Линдос, святилище Афины; Дидимы, (все ок. 300 г. до. н. э.); Пергам ; Палестрина, I в. до н. э., римско-эллинистический
  • Группировка колонн: Пергам, Палестрина
  • Монументальные лестницы: Кос, Палестрина
  • Эллинистические городские сооружения на примере Пергама

Между тремя империями диадохов - Македонией, Сирией и Египтом - после смерти Александра Македонского образовались несколько небольших государств. Лисимах, полководец из распущенного генерального штаба Александра Македонского, забрав деньги из военной кассы, поселился в древней крепости Пергам и занялся ее расширением. Его преемник Филетер (правил 281-262 гг. до н. э.) основал династию Атталидов, которая скупает близлежащие земли, еще больше расширяет крепость и поселение, и с 261 г. до н. э. становится политически независимой. При Аяале I Сотере Спасителе (241-197 гг. до н. э.) Пергам становится царством. Представители следующих трех правящих поколений приглашают к своему двору поэтов и ученых, строят библиотеку с примерно 200 тыс. книг и свитков и превращают Пергам в ведущую интеллектуальную метрополию эллинистического мира. Аттал II (138-133 гг. до н. э.) передает царство под протекторат Рима. Пергам становится центром провинции Азия.

Общий вид города представляет собой идеал эллинистической строительной программы. Более старые здания стоят на горе, где расположен замок. Хотя храм, алтарь, театр, стоя - греческого типа, новым, является архитектоническая групповая застройка. Сооружения расположены на нескольких террасах в виде широкомасштабного комплекса зданий. Большое значение имела растущая секуляризация (обращение государством церковной собственности в светскую). В Пергаме во II в. до н. э. возникают лишь небольшие эллинистические простильные храмы (рис. внизу). (Даже алтарь Зевса того же века был скорее символом победы, чем культовым сооружением.) Соответственно и городские сооружения приобретают в полисе все большее социально-функциональное значение, что позволит затем римским архитекторам и инженерам сказать о греческой классике: они заслуживают уважения, но бесполезны.

АЛТАРЬ
Как центр церемонии жертвоприношения алтарь имел самые разнообразные формы, но всегда возвышался над другими. Греки и римляне сооружают алтари в священных местах, как на улицах и площадях, рощах, так в погребениях или на границе захваченной области. Они ориентированы на восток. Храм стоит на той же оси, так что изображение божества при открытой двери смотрит на жертву, -Алтарь для сжигания жертв (Олимпия, праздничная площадь)
- Дорический алтарь в виде блока. Сооружение: крепидома. площадка, жертвенный стол, U-образная стена для защиты от ветра (Пестум, храм Афины)
- Начиная с архаического периода, монументальные алтарные сооружения (Самос, алтарь храма Геры, арх. Ройк; Эфес, алтарь святилища Артемиды; позднее Пергам; Тена; Магнесия; Приена; Кос; Рим, алтарь Мира)

МИСТЕРАЛЬНЫЙ ХРАМ

Если во время обычной службы община остается вне храма, то участники мистерий должны находиться внутри культового сооружения: так появляются различные архитектурные формы. Самофракия, Элевсин.

 

источник: (3) список литературы

Ссылки:

Древнегреческая архитектура - особенности, фотографии

Классическая греческая архитектура


От: popov






Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы


----------------------------





Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Архитектура греческой античности Римская античность »


¬???? ¬???