Опубликовано: Январь 19, 2008

Римская античность

  • Римская античность
  • Введение
  • Каталог форм
  • Прямоугольный храм
  • Круглый храм
  • Архитектура погребений
  • Греческий и римский театр, амфитеатр


Влияние этрусских и греческих прототипов на римскую архитектуру несомненно. Первый храм Юпитера на Капитолии построен на этрусском фундаменте. Его направленность является определяющей для всех римских культовых сооружений. Центрические сооружения императорского периода от мавзолея Августа, начат в 28 г. до н. э,, до замка Сант-Анджелои, гробницы Адриана, оконч. в 139 г., продолжили этрусскую традицию. И даже «Римская волчица» является этрусской скульптурой.

Начиная с 200 г. до н. э. Рим распространяет свое господство на Грецию и Малую Азию. Победители с усердием перенимают все, что предлагала греческая культура: от письменности (от этрусков или непосредственно от италийских греков времен архаики) до названий божеств (греческими по происхождению являются Геркулес, Аполлон, Эскулап, Бона Деа, Соль, Луна). Они похищают художественные произведения из святилищ, копируют греческую скульптуру в мраморе. Греками являются и архитекторы храмов Юпитера Статора и Юноны Регины, 146 г. до н. э. (арх. Гермодор Саламинский), и даже форума Траяна, 111 г., и Пантеона, 120-125 г.; оба сооружены Аполлодором по римскому образцу.

Древнеримские архитекторы никогда не копируют греческий храм. Правда, греческие ордера заимствуются с некоторыми модификациями, в Колизее и в других местах они расчленяют в хронологическом порядке многоэтажные арочные конструкции. Но зодчие всегда придерживаются римских архитектурных тенденций, в основе которых лежат практичность, представительность и историческая документация (Рим, рельефы на алтаре Мира, 13 г. до н. э., арка Тита, 81 г., колонна Траяна, 113 г.).

В эпоху Августа (31 г. до н. э. - 14 г.) греко-эллинистическое искусство полностью и окончательно переходит в римское. Греческая архитектура характеризовалась тектоническим принципом уравновешенности стоящих (несущих) и лежащих (нагружающих) строительных элементов. Важнейшим элементом здания была колонна. В римской архитектуре, напротив, предпочтение как пространственной оболочке отдается стене. Различие между имеющим внешнюю направленность греческим и ориентированным на внутреннее пространство римским способами строительства наиболее отчетливо видно на примере
- сравнения греческого периптерального храма, например, Парфенона, и римского Пантеона,
- типично римской базилики, «которая со своими колоннадами внутри похожа на повернутый внутрь храм» (Н. Певзнер).

Начиная с I в. до и. э., происходит разделение функционального назначения и декоративных функций строительных элементов. Колонна все чаще становится только декоративным средством (Рим, форум Нервы, ок. 100 г., 349); в виде декоративной полуколонны, эллинистическое изобретение, она выполняет вместе со стеной опорную функцию, что особенно заметно в псевдопериптере (Ним, “Мезон каре”); предпочтение отдается богато украшенным ордерам (коринфскому и композитному), щедро используется орнамент (на антаблементе, базе колонн); стены, своды, купола из литого неблагородного камня облицовываются тесаным камнем, мрамором или оштукатуриваются. Арки, своды (и то, и другое существует уже в раннеэллинистический период), купола (со II в. до н. э.), многочисленные новые технологии каменной кладки (см. Каменная кладка), симметрия и соосность, обе в эллинистической традиции, являются важнейшими средствами конструкции и внешнего вида мостов – “акведуков”, галерей (Рим, рынок Траяна) -> триумфальных арок, -“терм”, театров и амфитеатров.

РИМСКО-ДОРИЧЕСКИЙ И ТОСКАНСКИЙ ОРДЕРЫ

Римско-дорический ордер видоизменяет греко-дорический ордер путем:
-добавления базы колонны и ободка под эхином. Ему подобен тосканский = этрусский ордер
- ствол колонны часто без каннелюр, но с базой
- валик часто с астрагалом (бусы) и эхин с ионической киматией (ионики)
- надстройка абаки в форме карниза
- архитрав более плоский, чем в греко-дорическом ордере
- угловые триглифы над осью колонны
- поля метоп с розетками, эмблемами или букраниями - орнамент в виде черепов быков как жертвенных животных,
- мутулы иногда заменяются зубчатыми фризами

РИМСКО-ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР
Главные отличия от греческого образца:
- каналис между волютами не вогнутый
- более плоский архитрав
- богаче членение антаблемента
- щедрое использование орнамента


РИМСКО-КОРИНФСКИЙ ОРДЕР
Представляет собой трансформированную с учетом любви римлян к роскоши греческую форму, чрезмерно украшенную и пользовавшуюся огромной популярностью.
- База: копирует аттическую или малоазийсхо-иони-ческую форму
- Ствол колонны: каннелирован как в греко-коринфском ордере, однако нижняя треть украшается также трубками - стерженьками е каннелюрах; она может быть также гладкой или с пластическим орнаментом
- Каштель: чашевидная - калатос, чаша из —> акантовых листьев, расположенных двумя рядами по 2 х 8 или же со смещением 3x8
- Сзади тянутся из стручков 8 пар лианообразных волют, идущих к углам и имеющих выкружку в середине лицевых поверхностей. В греческом ордере только угловые волюты, в римском - все поддерживают абаку, в ее середине или под, ней цветок
- Венчающий карниз поддерживается консолями с волютами, нижняя сторона карниза кессонная (—> розетка)

КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ
- Калатос, 2-рядный, в комбинации с 4 парами волют, подобным ионическим, которые, однако, большей частью не связаны посредством каналиса
- Астрагал (иногда) и ионики под эхином


ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ХРАМ

Только храм Ромы и Венеры в Риме времен Адриана внешне выглядит как греческий с кольцевым залом и многоступенчатым по периметру нижним строением. Но внутри две апсиды упираются одна о другую задними сторонами, что явно не по-гречески. Несмотря на то что «эталонное» значение греческой архитектуры осознавалось, римляне никогда не прибегали к простому копированию. За целлой ни одного храма нет заднего зала, соответствующего портику. Римский храм имеет четко выраженную осевую планировку. На переднем фасаде к подиуму с портиком с колоннадой ведет широкая наружная лестница, фланкированная выступающими стенками. Дальше располагается целла, открытая только спереди. Она окружается колоннами со всех сторон (периптер) лишь изредка. Как правило, стены целлы расчленяются полуколоннами (псевдопериптер). Внутри храма потолок плоский или в виде цилиндрического свода; поставленные перед стенами колонны несут гурты свода. Задние стороны храма не представляют, в своем большинстве, никакого интереса.

КРУГЛЫЙ ХРАМ

Редко встречающиеся в Риме круглые храмы часто имеют лестницу перед порталом и, как правило, окружаются колоннадой.

АРХИТЕКТУРА ПОГРЕБЕНИЙ

На кругообразных или квадратных основаниях возвышаются сооружения чрезвычайно разнообразных архитектурных форм. Особенно отличаются подземный мавзолей Августа и скальные гробницы набатейцев в Петре Дрансиордания. Круглая форма этрусских истоков, но погребение осуществляется не в закрываемой подземной системе склепов, как в Этрурии, а в урне, стоящей посредине круглого сооружения, имеющего вход на уровне земли.

ТЕАТР

Греция

Ранний период: деревянная сцена, позже подковообразное углубление с поднимающимися уступами местами для зрителей. Площадка для актеров (орхестра) трапециевидной или полукруглой формы, с расположенным сбоку храмом и алтарем, располагавшимся в центре, а позже сбоку (Форик). Классич. форма с 420 г. появилась в Афинах и распространилась по всему греческому миру.

Первоначально деревянное сооружение, в 55-52 гг. до н. э. каменное сооружение на Марсовом поле по греческому образцу. 40 лет спустя театр Марцелла (Театр) как образец для всей империи: уже не встроенное в окружающую природу, а свободно расположенное городское сооружение с поднятыми на каменных стенах рядами мест для зрителей, которые попадали сюда по лестницам. Кроме того, существовали и театры на склоне горы - часто перестроенные греческие.


От: popov






Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы


----------------------------







 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Эллинизм в архитектуре Раннехристианский и византийский периоды »


¬???? ¬???