Римская античность

Римская античность
Введение
Каталог форм
Прямоугольный храм
Круглый храм
Архитектура погребений
Греческий и римский театр, амфитеатр


Влияние этрусских и греческих прототипов на римскую архитектуру несомненно. Первый храм Юпитера на Капитолии построен на этрусском фундаменте. Его направленность является определяющей для всех римских культовых сооружений. Центрические сооружения императорского периода от мавзолея Августа, начат в 28 г. до н. э,, до замка Сант-Анджелои, гробницы Адриана, оконч. в 139 г., продолжили этрусскую традицию. И даже «Римская волчица» является этрусской скульптурой.


Начиная с 200 г. до н. э. Рим распространяет свое господство на Грецию и Малую Азию. Победители с усердием перенимают все, что предлагала греческая культура: от письменности (от этрусков или непосредственно от италийских греков времен архаики) до названий божеств (греческими по происхождению являются Геркулес, Аполлон, Эскулап, Бона Деа, Соль, Луна). Они похищают художественные произведения из святилищ, копируют греческую скульптуру в мраморе. Греками являются и архитекторы храмов Юпитера Статора и Юноны Регины, 146 г. до н. э. (арх. Гермодор Саламинский), и даже форума Траяна, 111 г., и Пантеона, 120-125 г.; оба сооружены Аполлодором по римскому образцу.
Древнеримские архитекторы никогда не копируют греческий храм. Правда, греческие ордера заимствуются с некоторыми модификациями, в Колизее и в других местах они расчленяют в хронологическом порядке многоэтажные арочные конструкции. Но зодчие всегда придерживаются римских архитектурных тенденций, в основе которых лежат практичность, представительность и историческая документация (Рим, рельефы на алтаре Мира, 13 г. до н. э., арка Тита, 81 г., колонна Траяна, 113 г.).
В эпоху Августа (31 г. до н. э. - 14 г.) греко-эллинистическое искусство полностью и окончательно переходит в римское. Греческая архитектура характеризовалась тектоническим принципом уравновешенности стоящих (несущих) и лежащих (нагружающих) строительных элементов. Важнейшим элементом здания была колонна. В римской архитектуре, напротив, предпочтение как пространственной оболочке отдается стене. Различие между имеющим внешнюю направленность греческим и ориентированным на внутреннее пространство римским способами строительства наиболее отчетливо видно на примере
- сравнения греческого периптерального храма, например, Парфенона, и римского Пантеона,
- типично римской базилики, «которая со своими колоннадами внутри похожа на повернутый внутрь храм» (Н. Певзнер).
Начиная с I в. до и. э., происходит разделение функционального назначения и декоративных функций строительных элементов. Колонна все чаще становится только декоративным средством (Рим, форум Нервы, ок. 100 г., 349); в виде декоративной полуколонны, эллинистическое изобретение, она выполняет вместе со стеной опорную функцию, что особенно заметно в псевдопериптере (Ним, “Мезон каре”); предпочтение отдается богато украшенным ордерам (коринфскому и композитному), щедро используется орнамент (на антаблементе, базе колонн); стены, своды, купола из литого неблагородного камня облицовываются тесаным камнем, мрамором или оштукатуриваются. Арки, своды (и то, и другое существует уже в раннеэллинистический
период), купола (со II в. до н. э.), многочисленные новые технологии каменной кладки (см. Каменная кладка), симметрия и соосность, обе в эллинистической традиции, являются важнейшими средствами конструкции и внешнего вида мостов – “акведуков”, галерей (Рим, рынок Траяна) -> триумфальных арок, -“терм”, театров и амфитеатров.


Страница 1 из 3 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Эллинизм Раннехристианский и византийский периоды »