Раннехристианский и византийский периоды

РАЗВИТИЕ РАННЕХРИСТИАНСКОЙ БАЗИЛИКИ
Христианская базилика не является случайным изобретением. У нее, очевидно, несколько источников происхождения. Однако можно вполне уверенно предположить, что она не вытекает из греческого античного храма. Ибо его предназначение заключалось в том, чтобы быть домом почитаемого божества, в который входить дозволялось только жрецам. Простой народ лишь обходил храм во время торжественных шествий и возлагал жертвы на алтарь, расположенный за пределами храма. Первым же христианам нужно было помещение для собраний, в которых участвовали все члены общины - и знать, и простой люд. В первые века они даже хвастались своим строгим отказом от культовых сооружений, алтарей и картин. Первые живописные изображения в катакомбах относятся к концу II в. Они ограничиваются символическими представлениями главных ожиданий раннего христианства: спасение души и потусторонняя жизнь (добрый пастырь, обожатели, рыбы, крест и т. п.). Картины в духе Нового завета, например Мария с младенцем, появляются лишь в Ш в. Богослужения проводятся сначала в частных домах. Вскоре, в связи с ростом численности общины, начинается поиск подходящих просторных помещений, которые отвечали бы также и требованию однозначной ориентации на алтарь и резиденцию епископа. Хотя у некоторых римских храмов и есть апсида, они не отличаются ступенчатым расположением помещений, типичным для базилики, и лишь изредка имеют несколько параллельных нефов. Потребностям христиан отвечает скорее т. н. судебная базилика, которая служит в городах в качестве места для рынка и суда: возвышающийся прямоугольный средний неф окаймляют со всех сторон боковые нефы (Помпеи), на которых порой бывают галереи (Рим, базилика Ульпиа на форуме Траяна). Определенную исходную ориентацию дает место судьи или смотрителя рынка на возвышенном месте или в апсиде, а также алтарь на торце. Небольшая языческая подземная базилика I в. до н. э. перед стенами Рима более четко показывает эту идею направления: три нефа с бочарными сводами (уже не круговые), вход и апсида на ”начале” и «конце» сооружения. Базилика дворца Флавиев в Риме того же времени имеет плоское перекрытие и двухэтажные боковые нефы.


Менее ясно происхождение поперечного нефа, возможно, от античного дома с атрием, в котором первоначально отправлялись богослужения. В его внутренних помещениях с обоими крылами (алами) за атрием можно увидеть недоразвитую предшествующую форму христианской базилики с поперечным нефом. Предполагается и происхождение от императорских форумов Августа и. прежде всего, Траяна. Несмотря на чередование открытых и крытых частей, эта огромная рыночная площадь имеет тем не менее удивительное сходство с планом христианской базилики: вход и расположенное в апсидообразном закруглении святилище (храм) находятся напротив друг друга, колоннады сопровождают как боковые нефы прямоугольное центральное помещение, а 2 апсиды по краям базилики Ульпиа образуют вместе с ней своего рода поперечное здание. Перенос образа бога с императора на монотеистического христианского бога может, очевидно, объясняться и адаптацией христианским церковным строительством императорской архитектуры. В пользу этого говорит также и то, что построенные по указанию Константина крупные церкви имеют поперечные нефы (Рим, Византии, Палестина), а у церквей, воздвигнутых без императорского влияния в провинциях Малой Азии и Африки, таких нефов нет.
???Базилика появившегося типа имеет от 2 до 4 боковых нефов В увеличенный по высоте средний неф А (редко с эмпорами), капитальные каменные стены с архитравом или (редко из-за дороговизны) с аркадами и поперечный неф Н. Колонны, капители и антаблемент снимаются непосредственно с античных зданий, насколько это позволяют делать сохранившиеся сооружения (сполии), а затем они в основном грубо имитируются или просто создаются вновь. Родиной капителей чашевидных форм с трапецевидными пятами сводов является Византии. Решение Константина в пользу деревянных плоских перекрытий в течение 700 лет оставляет почти в забытьи римскую технологию возведения сводов крупных сооружений (первые крупногабаритные своды сооружаются только в 1100 г. в Шпейере и в Клюни Ш, свод продольного здания закончен в 1120 г.). Открытый атрий J на западной стороне с фонтаном L и крытыми галереями К, нар-текс (притвор) I в западной части церкви и окруженные оградами F с амвонами G хоры указывают путь к алтарю Е и апсиде D с кафедрой С. Башни, стоящие в стороне, добавляются несколько позже.


<< -- | Страница 3 из 7 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Римская античность Докаролингская архитектура »