Раннехристианский и византийский периоды

КРУПНОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ
Самая ранняя большая церковь - Сан-Лоренцо" в Милане, находившимся в то время под византийским влиянием (ок. ЗбО г.): центральный купол опирается на 4 двухэтажные экседры с полу-куполами (ср. Айя-София).
В Сирии есть образцы круглых одноэтажных центрических сооружений с продольными хорами на востоке здания между вспомогательными помещениями и 4 наружными нишами (Босра, собор; Эзра, Св. Георгий).
Членение внутреннего 8-угольника нишами имеют и другие церкви (Равенна, Сан-Витале, Константинополь, Св. Сергия и Вакха). Отверстия членятся арками в форме трилистника.
Сан-Стефано Ротондо в Риме (2-я пол. V в.), по образцу церкви Гроба Господня в Иерусалиме, занимает особое место:
- большое здание (диаметр 64 м) и плоское перекрытие (в традициях эпохи Константина)
- архитектурный принцип церкви Св. Петра в круглой форме: 2 обхода соответствуют 2 боковым нефам; архитрав между центральным помещением и внутренним обходом, между обходами аркады


- последнее монументальное центрическое сооружение Рима (до собора Св. Петра в расцвет эпохи Ренессанса) и Западной Римской империи.

НЕБОЛЬШОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ
Такими сооружениями являются не приходские церкви, а баптистерии (лишь по одному в городе), со ступенями, спускающимися к углубленной купели, мавзолею, в центре которых находятся саркофаг или алтарь. Это сооружения-памятники над священными местами (церковь Рождества в Вифлееме; церковь Гроба Господня в Иерусалиме). Их прототипами являются: античные термы (покрытые куполами кальдарии с бассейном в центре), ступенчато расположенные помещения; перекрыты куполом, с высокими стенами и окнами, опирающимися на архитрав или колонные аркады (Санта-Констанца).
-горизонтальные проекции круглые или многоугольные с круглыми или прямоугольными нишами
- в Восточной Римской империи и в регионах византийского влияния горизонтальная проекция в форме креста с 4 одинаковыми по длине крылами (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне). С VI в. эта форма плана становится образцом для византийских купольных церквей с крестообразным основанием.

КУПОЛЬНАЯ БАЗИЛИКА
Выдающимся примером является храм Айя-София в Константинополе. Центральный купол опирается на паруса между 4 мощными столпами. Боковое смещение свода нейтрализуется на северном и южном краях системой контрфорсов над боковыми нефами, а на западном и восточном - полусферическими сводами, опирающимися на небольшие полукупола. Базиликальная конструкция продольного здания сочетает в себе характер центрического сооружения. Множество сполий из Эфеса и Баальбека.
По таким прототипам, как мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, строятся и церкви на плане равностороннего греческого креста. Они также являются центрическими сооружениями. Самым выдающимся примером является (разрушенная) церковь Апостолов в Константинополе с 5 одинаковыми по высоте (!) куполами (ср. Перигё, Сент-Фронт).
Путем добавления западного купола и таких традиционных элементов, как нартекс и атрий, план преобразуется в латинский крест (Эфес, базилика Иоанна).
Купольная базилика и купольная церковь с крестообразным планом - последние ступени развития раннехристианского искусства, которое окончательно разделяется и приводит к каролингской и романской архитектуре.


<< -- | Страница 5 из 7 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Римская античность Докаролингская архитектура »