Докаролингская архитектура

Докаролингская архитектура

Введение

Церковное строительство Меровингов

Церковные здания остготов и вестготов

Саксонские церковные здания в Англии



Когда в античные времена народ с менее развитой культурой побеждал нацию с более высокой культурой, победители всегда перенимали наиболее важные составляющие культурного наследия побежденных.
После падения Римской империи в западной части Европы аналогичным образом происходит слияние римской цивилизации, христианской культуры поздней античности и германской культуры в новую западноевропейскую под эгидой германцев, которая с конца V в. нее больше отмежевывается от византийского Востока. Однако новые германские вожди не добивались ощутимого успеха в попытках документальными свидетельствами подтвердить свои претензии па преемственность и в отношении римского культурного наследия.


Потребовалось несколько столетий, чтобы новая архитектура, соответствовавшая новым политическим притязаниям, смогла развиться.
Государственная структура также не может похвастаться чем-либо, что было бы эквивалентно тщательно организованному государственному аппарату Рима. Так, зарождающаяся империя франков не располагает жесткой бюрократической системой Рима, состоящей из правителей и государственных служащих, Новая империя меньше похожа на государство, чем связанное обязательством повиновения сильнейшему сообщество племен, имеющих широкие собственные права. Не хватает централистического «Рима». Новоприобретенное христианство также сначала слишком сильно понимается как магический заговор от злого колдовства и слишком мало как нравственный институт. Кроме того, оно слабо организовано, чтобы выполнять государственные функции. Только лишь становление империи франков (Хлодвиг I, 482-511) и ее устойчивое развитие до превращения в империю Карла Великого (768-814), сопровождавшееся прогрессирующей христианизацией германцев, постепенно создают основы, необходимые для вступления в права политического и культурного наследства Рима. Миссионерская деятельность VIII в. (Бонифаций, Виллиброрд и др.) снова организационно привязывают франкскую церковь к Риму. Параллельно этому Рим становится под защиту империи франков. Благодаря этой комбинации Карлу удается использовать христианизацию как средство для усиления и укрепления государственной власти. Следствием этого светского воздействия на церковь явился, однако, раздор между императором и папством, ставший на многие столетия главной темой западноевропейской политической жизни.
Различный уровень культуры и образования у римлян и германцев, а также отсутствие крупных городов и тем самым потребности в городских сооружениях приводят к тому, что архитектура замыкается исключительно на церковных зданиях. Однако ее достижения остаются слабыми, новые формы и типы не появляются. Правда, единственный раз в центрических сооружениях и базиликах Равенны достигается связь с античностью, но делают это не германцы, а римские архитекторы. Гробница Теодориха с массивным монолитом перекрытия, напоминающим могильные курганы германцев, также возводится римскими строителями.
О разрушенных германских деревянных церквях определенное представление дают, пожалуй, более поздние норвежские деревянные церкви ставкирки. Германское деревянное зодчество робко нащупывает свой путь к переходу в камень. Одним из первых результатов этого поиска является, очевидно, Королевский дворец Наранко в Испании (в 848 г. освящен в церковь Св. Марии). К этому времени римская традиция настолько иссякла, что современники превозносят даже не очень значительный с архитектурной точки зрения бочарный свод как шедевр.
Впрочем, при строительстве продольных и центрических зданий опробуются самые разнообразные формы плана. Если некоторые из этих изобретений указывают, хотя и слабо, на свое базиликальное происхождение, то истоки своеобразных боковых построек английских и испано- вестготских церквей с их узкими проходами следует скорее искать в германском деревянном зодчестве. Его очевидный переход к камню находит свое отражение в каменном фахверке некоторых английских церквей, самым ярким образцом которых является возведенная в X в. башенная церковь в Эрлс-Бартоне.
Художественная отделка главных зданий средневековых замков (пфальцев) начинается лишь в эпоху Каролингов.
В целом же не имеющая большого художественного значения архитектура докаролингского периода характеризуется безуспешными попытками германцев сравняться в художественном отношении с недоступной им в принципе римской традицией.


Страница 1 из 3 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Раннехристианский и византийский периоды Архитектура Каролингов »