Опубликовано: Январь 19, 2008

Докаролингская архитектура

Когда в античные времена народ с менее развитой культурой побеждал нацию с более высокой культурой, победители всегда перенимали наиболее важные составляющие культурного наследия побежденных.

После падения Римской империи в западной части Европы аналогичным образом происходит слияние римской цивилизации, христианской культуры поздней античности и германской культуры в новую западноевропейскую под эгидой германцев, которая с конца V в. нее больше отмежевывается от византийского Востока. Однако новые германские вожди не добивались ощутимого успеха в попытках документальными свидетельствами подтвердить свои претензии па преемственность и в отношении римского культурного наследия.

Потребовалось несколько столетий, чтобы новая архитектура, соответствовавшая новым политическим притязаниям, смогла развиться.

Государственная структура также не может похвастаться чем-либо, что было бы эквивалентно тщательно организованному государственному аппарату Рима. Так, зарождающаяся империя франков не располагает жесткой бюрократической системой Рима, состоящей из правителей и государственных служащих, Новая империя меньше похожа на государство, чем связанное обязательством повиновения сильнейшему сообщество племен, имеющих широкие собственные права. Не хватает централистического «Рима». Новоприобретенное христианство также сначала слишком сильно понимается как магический заговор от злого колдовства и слишком мало как нравственный институт. Кроме того, оно слабо организовано, чтобы выполнять государственные функции. Только лишь становление империи франков (Хлодвиг I, 482-511) и ее устойчивое развитие до превращения в империю Карла Великого (768-814), сопровождавшееся прогрессирующей христианизацией германцев, постепенно создают основы, необходимые для вступления в права политического и культурного наследства Рима. Миссионерская деятельность VIII в. (Бонифаций, Виллиброрд и др.) снова организационно привязывают франкскую церковь к Риму. Параллельно этому Рим становится под защиту империи франков. Благодаря этой комбинации Карлу удается использовать христианизацию как средство для усиления и укрепления государственной власти. Следствием этого светского воздействия на церковь явился, однако, раздор между императором и папством, ставший на многие столетия главной темой западноевропейской политической жизни.

Различный уровень культуры и образования у римлян и германцев, а также отсутствие крупных городов и тем самым потребности в городских сооружениях приводят к тому, что архитектура замыкается исключительно на церковных зданиях. Однако ее достижения остаются слабыми, новые формы и типы не появляются. Правда, единственный раз в центрических сооружениях и базиликах Равенны достигается связь с античностью, но делают это не германцы, а римские архитекторы. Гробница Теодориха с массивным монолитом перекрытия, напоминающим могильные курганы германцев, также возводится римскими строителями.

О разрушенных германских деревянных церквях определенное представление дают, пожалуй, более поздние норвежские деревянные церкви ставкирки. Германское деревянное зодчество робко нащупывает свой путь к переходу в камень. Одним из первых результатов этого поиска является, очевидно, Королевский дворец Наранко в Испании (в 848 г. освящен в церковь Св. Марии). К этому времени римская традиция настолько иссякла, что современники превозносят даже не очень значительный с архитектурной точки зрения бочарный свод как шедевр.

Впрочем, при строительстве продольных и центрических зданий опробуются самые разнообразные формы плана. Если некоторые из этих изобретений указывают, хотя и слабо, на свое базиликальное происхождение, то истоки своеобразных боковых построек английских и испано- вестготских церквей с их узкими проходами следует скорее искать в германском деревянном зодчестве. Его очевидный переход к камню находит свое отражение в каменном фахверке некоторых английских церквей, самым ярким образцом которых является возведенная в X в. башенная церковь в Эрлс-Бартоне.

Художественная отделка главных зданий средневековых замков (пфальцев) начинается лишь в эпоху Каролингов.

В целом же не имеющая большого художественного значения архитектура докаролингского периода характеризуется безуспешными попытками германцев сравняться в художественном отношении с недоступной им в принципе римской традицией.

ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО МЕРОВИНГОВ

Вторгающиеся в Бельгию и Францию германцы приносят с собой только познания в деревянном строительстве. Многонефные прямоугольные королевские залы в виде столбовых или каркасных конструкций, когда пространство между вертикально стоящими бревнами заполнялось досками, сооружались еще до великого переселения народов. Очевидно, они были похожи на дошедшие до нас из более позднего периода скандинавские деревянные церкви ставкирки. Их тип сохранился и при изменении строительных материалов и структуры.
Крупные базилики из камня по южноевропейскому раннехристианскому образцу появляются при Хлодвиге (482-511) в Туре (Сен-Мартен), Клермон-Ферране и др.). Единственная сохранившаяся церковь Сен-Пьер, Вьенн, V или VI в., имеет более ранние конструктивные элементы:
- 3-нефная колонная базилика без поперечного нефа
- полуциркульная средняя апсида - декоративная аркатура на внутренних стенах
- декорации, заполняющие плоскость Центрические сооружения редки. Баптистерии сохранились в Венаске, Пуатье, Эксе. Самая древняя каменная постройка - капелла Марии в Бюрцбурге.
Зальные - в восточнофранкском регионе (Лорш I; Регенсбург, Санкт-Эммерам).

ЦЕРКОВНЫЕ ЗДАНИЯ ОСТГОТОВ И ВЕСТГОТОВ


Одоакр, германский полководец на счужбе у Рима, становится в 476 г. правителем Италии. Остготский король Теодорих разбивает Одоакра, становится в 493 г. цезарем и выбирает своей резиденцией Равенну. Построенные остготами сооружения - продолжение архитектурной традиции Западной и Восточной Римской империи.
Наиболее романизированное германское племя - вестготы. К VII в. они объединяют римские, иберийские, кельтские племена, а также вандалов в т. н., «испанскую» общность. Вестготы поселяются в 410 г. в Испании как католические союзники Западного Рима. Император Юстиниан вытесняет их на север, однако в 612 г. они побеждают Восточный Рим, но в архитектуре заимствуют византийский придворный стиль.

  • - Базилика, 3-нефная с деревянной крышей
  • - узкие, высокие аркады среднего нефа
  • - подковообразная арка
  • - византийская декорация (виноградная лоза с усиками, голубь) и германская (фриз с орнаментом в виде каната, розетка, круг)
  • - примитивная каменная кладка
  • - капители: римские сполии или вестготские варианты коринфской капители

 

В 711-720 гг. вытеснены мусульманами на северо-запад Испании, где ранние вестготские формы преобразуются в «арте прероманико» (Наранко).

  • - Базилика и зальная церковь с плоским потолком или простым бочарным сводом с гуртами
  • - позже более сложные планы, в т. ч. и над греческим крестом
  • - кажущиеся точеными столбы в группах, широкие аркады
  • - роспись под архитектурные элементы.

 

Христиане, которых мусульмане терпели на своей территории, создают мосарабский - смешанный вестготско-исламский стиль.

САКСОНСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ЗДАНИЯ В АНГЛИИ:

  • - преимущественно деревянные строения из досок
  • - здания из туфа и кирпича, материал для которых часто берется с римских сооружений (Лейчестер)
  • - менее сложные планы, продольно вытянутое, узкое, круто поднимающееся, часто однонефное главное помещение, связанное с хором (Эском)
  • - также с несколькими вспомогательными помещениями, частично соединяющимися только дверями или узкими арками, ячеистая структура (Бредфорд)
  • - после 674 г. влияние бенедиктинцев
  • - полуциркульные и треугольные арки над дверями и окнами
  • - очень маленькие, похожие на прорези окна с сильно скошенными косяками
  • - более крупные проемы членятся похожими на балясины колоннами
  • - остатки саксонских церквей (также и башен) встречаются, преимущественно, в более поздних постройках, напр., Рипон, крипта Св. Уилфрида, VII в., под готическим собором
  • - “каменный фахверк” = перевод деревянных сооружений в каменные (Эрлс-Бартон).

От: marina51v  4379 кол-во просмотров


-

Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы:





Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Раннехристианский и византийский периоды Архитектура Каролингов »


¬???? ¬???