Архитектура Каролингов

Архитектура Каролингов


Введение

Каталог форм

Основные формы продольного сооружения

Монастырь, базилика

Центрическое сооружение
Кольцевая крипта с конфессио
Туннельная крипта, зальная крипта
Вестверк
Крупные сооружения эпохи Каролингов


Завоевание королевства лангобардов (774) делает Карла Великого покровителем Италии. С его коронацией в императоры для франков связаны две важные легитимации: равноправие с византийским императором в качестве покровителей христианства и право на наследие Западной Римской империи. В присвоении этой чести Карл Великий видит возложение на него как политических, так и духовных задач, которые находят свое отражение в каролингских сооружениях. Карл Великий дает толчок Ренессансу раннехристианско-римской архитектуры. Даже масштабы одиночных сооружений снова приобретают античную величественность. При этом объемы строительства культовых сооружений однозначно перевешивают светское.


Во главе нескольких сохранившихся памятников архитектуры каролингской эпохи стоит, несомненно, церковь пфальца в Ахене - центрическое сооружение по византийско-равеннским образцам. Можно с уверенностью предположить, что Карл Великий, повторяя в Ахене строительный план церкви Сан-Витале в Равенне, объединяет свое почитание Теодориха с притязаниями на преемственность архитектурного наследия последнего. Родом из Равенны являются также колонны и капители ахейского сооружения.
Прототипом каролингских культовых сооружений становится, однако, базилика, которая непосредственно примыкает к римскому методу строительства. Среди прочего она заимствует у последнего и сквозной поперечный неф. В некоторых церквях поперечное здание делится в соответствии с сирийско-византийским прототипом также на отдельные помещения (ячеистые поперечные конструкции, ср. базилику Эйнгарда в Штейнбахе, с церковью Осиас Лукас). Однако нужно было удовлетворять и новые потребности. Монастырские церкви как центры многочисленных представителей духовенства (каждый из которых обязан ежедневно читать мессу) и бурного расцвета почитания святых требуют все большего числа алтарей. Их можно расположить в дополнительных апсидах поперечного нефа или, что менее удачно, распределить по продольному нефу (план церкви в Санкт-Галлене). Новые возможности предоставляет и удлинение восточного хора (аббатство Корвей). Введение двух алтарей - доказано в некоторых каролингских базиликах (Фульда) - дает решение, которое часто определяет тип каролингской базилики. Правда, при этом традиционный характер помещений снова меняется. И лишь раннефранцузский романский стиль находит благодаря обходу алтаря и радиально расположенным капеллам идеальное решение (Турню, Сент-Филибер).
Освященное в 816 г. здание Хейто на о-ве Райхенау, монастырь Миттельцелль, «является, очевидно, самым старым из сохранившихся сооружений, где, как и в аналогичных византийских группировках помещений, можно увидеть выделяющееся пересечение продольного и поперечного нефов, хотя технически еще не полностью завершенное» (В. Эрдманн). Здесь есть и расположенные квадратом хоры - единственно сохранившееся такого рода сооружение каролингской эпохи. И только романский стиль расчленит затем все церковное пространство на отдельные пространственные блоки.
Вестверк, напротив, является сам по себе законченным, чисто франкским творением. Он представляет собой многоэтажную выступающую вперед часть базилики (исключение Ахен = здание с выделяющейся средней частью), в которой располагаются во время богослужения император и придворные. Как правило, в вестверке устанавливается алтарь Св. Михаила, который считается, как и император, борцом с демоническими силами неверия, находившимися, как предполагалось, в западной части церкви - напротив приносящей исцеление восточной части. Благодаря своим башням вестверк является не только крепостью, но и монументальным выражением двуединства церкви и государства.
Наконец, античное помещение с могилой святого под алтарем (конфессио) трансформируется в крипту с подземной галереей и в зальную крипту. Элемент здания (хор) над таким залом пришлось несколько приподнять. В это помещение спускаются или из среднего нефа, или из пристроек поперечного (Фульда). Это новшество просуществовало до конца эпохи романского стиля.


Страница 1 из 2 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Докаролингская архитектура Архитектура времен Отгонов и Капетингов »