Исламское искусство в Испании

Введение

Каталог форм

Отличительные черты испано-исламской архитектуры 

Мосарабский стиль

Стиль мудехар

Кордова


За 1000 лет, от VIII до XVIII в., в течение которых это искусство переживает свой расцвет и закат, ислам распространяется по территории, простирающейся от Испании, Северной Африки, Малой Азии с Палестиной, Сирии и Персии до Индии. При этом ему не удается сохранить ни династическую, ни этническую целостность. Арабы и монголы, берберы и турки продолжают завоевывать земли, но каждая нация делает это только для своей выгоды. Борьба за власть является причиной смещения сфер господства и центров культуры. Каждая династия по своему изменяет доставшееся культурное достояние, и несмотря на единство религиозных устремлений возникает картина чрезвычайного разнообразия декора и архитектоники.


После битвы при Херес-де-ла-Фронтера (711) Испания подпадает под исламское господство. Вместе с североафриканским Магрибом страна образует территорию Западного ислама и становится оплотом его культуры.
В это время в Египте, Сирии, Месопотамии и Персии правили калифы из династии Омейядов. Их соперниками были Аббасиды, которым удалось свергнуть Омейядов и захватить власть, Предводитель Абдаррахман I бежит в 755 г. в Испанию и основывает там новый халифат Омейядов с политическим и культурным центром в Кордове, продержавшийся почти 3 столетия. Главным противником Абдаррахмана выступает Карл Великий, сумевший, хотя и с большим трудом, предотвратить захват Омейядами Франкского королевства. В этот период в Испании развивается новый стиль искусства, объединяющий сирийско-омейядские, раннеаббасидские и североафриканские влияния и достигающий наивысшего расцвета в X в. Кульминацией этого стилевого направления является Большая мечеть в Кордове.
В XI в. Омейяды призывают на помощь против продвигающихся с севера в Испанию христиан марокканских берберов из династии Альморавидов. Поcледние, однако, сами захватывают Испанию, в результате чего испанский халифат Омейядов чахнет и превращается в марокканскую провинцию (1087-1147). Своей резиденцией Альморавиды выбирают Марракеш, который становится и колыбелью нового мавританского направления в искусстве, с определенным приобщением андалусско-мавританской культуры.
Временной столицей пришедших затем к власти Альмохадов (1047-1230) становится Севилья. В период Реконкисты Альмохады начинают терять территорию за территорией. Сменившие Альмохадов Насриды (1231-1492) были постепенно вытеснены в Андалусию. Здесь они создали т. н. стили Гранады и Альгамбры, которые оказывали свое влияние даже на Северную Африку. В 1492 г. в результате захвата Гранады католиками во главе с королем Фердинандом Арагонским и королевой Изабеллой Кастильской исламское господство в Испании было ликвидировано. Влияние на христианскую архитектуру Испании видно в сооружениях мосарабского стиля и стиле мудехар. Блеск исламского искусства и науки оставил глубокий след и оказал влияние на весь христианский Запад.
И сегодня в Испании в разных местах можно встретить исламские постройки. Дворец Альгамбра в Гранаде, остатки дворца Абдаррахмана в Кордове, купальня в Жероне, восхитительные синагоги в Толедо и даже особенности некоторых городов в Андалусии все еще сохраняют атмосферу арабского прошлого. Символом испано-исламской культовой архитектуры по-прежнему остается Большая мечеть в Кордове.


Страница 1 из 4 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Архитектура времен Отгонов и Капетингов Романская архитектура »