Опубликовано: Январь 19, 2008

Исламское искусство в Испании

  • Введение
  • Каталог форм
  • Отличительные черты испано-исламской архитектуры 
  • Мосарабский стиль
  • Стиль мудехар
  • Кордова


За 1000 лет, от VIII до XVIII в., в течение которых это искусство переживает свой расцвет и закат, ислам распространяется по территории, простирающейся от Испании, Северной Африки, Малой Азии с Палестиной, Сирии и Персии до Индии. При этом ему не удается сохранить ни династическую, ни этническую целостность. Арабы и монголы, берберы и турки продолжают завоевывать земли, но каждая нация делает это только для своей выгоды. Борьба за власть является причиной смещения сфер господства и центров культуры. Каждая династия по своему изменяет доставшееся культурное достояние, и несмотря на единство религиозных устремлений возникает картина чрезвычайного разнообразия декора и архитектоники.

После битвы при Херес-де-ла-Фронтера (711) Испания подпадает под исламское господство. Вместе с североафриканским Магрибом страна образует территорию Западного ислама и становится оплотом его культуры.

В это время в Египте, Сирии, Месопотамии и Персии правили калифы из династии Омейядов. Их соперниками были Аббасиды, которым удалось свергнуть Омейядов и захватить власть, Предводитель Абдаррахман I бежит в 755 г. в Испанию и основывает там новый халифат Омейядов с политическим и культурным центром в Кордове, продержавшийся почти 3 столетия. Главным противником Абдаррахмана выступает Карл Великий, сумевший, хотя и с большим трудом, предотвратить захват Омейядами Франкского королевства. В этот период в Испании развивается новый стиль искусства, объединяющий сирийско-омейядские, раннеаббасидские и североафриканские влияния и достигающий наивысшего расцвета в X в. Кульминацией этого стилевого направления является Большая мечеть в Кордове.

В XI в. Омейяды призывают на помощь против продвигающихся с севера в Испанию христиан марокканских берберов из династии Альморавидов. Поcледние, однако, сами захватывают Испанию, в результате чего испанский халифат Омейядов чахнет и превращается в марокканскую провинцию (1087-1147). Своей резиденцией Альморавиды выбирают Марракеш, который становится и колыбелью нового мавританского направления в искусстве, с определенным приобщением андалусско-мавританской культуры.
Временной столицей пришедших затем к власти Альмохадов (1047-1230) становится Севилья. В период Реконкисты Альмохады начинают терять территорию за территорией. Сменившие Альмохадов Насриды (1231-1492) были постепенно вытеснены в Андалусию. Здесь они создали т. н. стили Гранады и Альгамбры, которые оказывали свое влияние даже на Северную Африку. В 1492 г. в результате захвата Гранады католиками во главе с королем Фердинандом Арагонским и королевой Изабеллой Кастильской исламское господство в Испании было ликвидировано. Влияние на христианскую архитектуру Испании видно в сооружениях мосарабского стиля и стиле мудехар. Блеск исламского искусства и науки оставил глубокий след и оказал влияние на весь христианский Запад.

И сегодня в Испании в разных местах можно встретить исламские постройки. Дворец Альгамбра в Гранаде, остатки дворца Абдаррахмана в Кордове, купальня в Жероне, восхитительные синагоги в Толедо и даже особенности некоторых городов в Андалусии все еще сохраняют атмосферу арабского прошлого. Символом испано-исламской культовой архитектуры по-прежнему остается Большая мечеть в Кордове.

Мечеть является примером одной из наиболее унифицированных архитектурных форм, созданных исламской культурой: не дом Божий и не культовое здание в смысле христианской церкви, а место собрания верующих для молитвы. Как правило, это широкое здание без определенного направления, культовых принадлежностей и украшений в виде фигур, поскольку ислам отвергает изображение божества. Творческое достижение ислама заключается в основном в декорации. Орнаментальные абстракции естественных форм, масштабные многокрасочные композиции из расписной керамики с формальными растительными мотивами и подвижной игрой линий создают у европейцев впечатление скорее чего-то сказочно-великолепного, чем набожного.

Мечетями (от араб. маеджид = место поклонения и молитвы) первоначально называли только Каабу в Мекке, Куббат ас-Сахру (Купол скалы) в Иерусалиме и дом Мухаммеда в Медине. До X в. мечетью называют любой молитвенный дом, позже - только небольшие молитвенные дома. С этого времени большие мечети, в которых отправляется пятничная молитва (хутба), называют маджид-и-джума, улу-джами или просто джами (собирающая вместе).

Дом Мухаммеда был построен как дом традиционного типа, ко двору которого была добавлена крытая галерея на пальмовых стволах.

В Ираке мечеть с двором расширена за счет сооружения галерей на трех сторонах двора и молитвенного зала с несколькими рядами столбов (харам). В армии такое сооружение используется в качестве лагерной мечети. Ее состоящая из двух частей система (двор и молитвенный зал) является прообразом большинства более поздних мечетей; более того, современный процесс отправления молитвы до сих пор восходит к процедуре моления, принятой в то давнее время в армии. Позже пальмовые стволы заменяются колоннами, которые часто берутся с античных сооружений (сполии).

В VIII и IX вв. средняя часть сооружения акцентируется более высоким нефом по образцу раннехристианских базилик. Поскольку неф проходит поперек этого широко развернутого сооружения, то его также называют трансептом. Мечеть приобретает также молитвенную нишу (михраб) в стене, обращенной к Мекке, ложу для халифа (максура), а также кафедру (минбар) и пышное убранство.

К внешним строениям уже в VII в. прибавляется минарет (молитвенная башня), первоначально имевший квадратную форму (прототипы: римская сторожевая и христианская церковная башни), позже - круглую; число минаретов возрастает до 4-7.

В Сирии и Турции, где в начальный период исламского господства собственная архитектура еще не развилась, в мечети переоборудуются христианские церкви (византийские купольные церкви), благодаря чему они и сохранились. Еще в 1492 г. Айя-София в покоренном Константинополе объявляется исламской святыней и становится образцом для крупных мечетей Синана, самого знаменитого исламского зодчего (1489-1588).

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ИСПАНО-ИСЛАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

1. Омейяды, VIII-XI вв., Кордова

Орнаменты


- каллиграфический: горизонтальные строчки письмен в качестве стенного фриза или обрамление ворот письмом «куфи»
- геометрический: из кирпичей на наружных частях сооружений (Толедо, ц. Санто-Кристо де ла Лус), окна «целосия» = мраморные или гипсовые плиты с пробитыми в виде переплетенных узоров отверстиями,
- растительный: арабески («маврески») на фризах или панелеобразных стенах из строго стилизованных растений, как правило, с непрерывно идущим или переплетающимся стеблем, заканчиваясь пальметтами или цветками. На керамике со светлым подслоем или с металлическим блеском глазурью (люстр), изобретенной в Малаге в XI в. и со слабо выраженным рельефом (в стиле мудехар до XV в.).

2. Альмохады, кон. XI-XIII вв., Севилья
- Кирпичные постройки с широкими поясками с геометрическим рельефом (Хиральда в Севильи), которые позже стали снова применяться в арагонском мудехаре (Теруэль)
- Артесонадо = кессонный потолок с переплетающимися геометрическими узорами, часто со сталактитами,
- Стрельчатые подковообразные и зубчатые арки (Кордова), обрамленные также гирляндами (Альхаферия в Сарагосе)
- Каллиграфические фризы с «куфи» и менее строгим курсивным шрифтом с растительными мотивами,
- Асулехос = внутренние и наружные декоры из первоначально синих («асул») изразцов с росписью, впервые появившихся в XII в. в Севильи. Цветные поля узоров разделяются линиями, нанесенными марганцовой краской, или инкрустируются глазурью

3. Насриды, XIV-XVв.в., Гранада
- Тонкая элегантность декора
- Приподнятые полуциркульные и зубчатые арки, обрамленные тончайшим орнаментом по стуку и керамике и покрытые лаком (Гранада, Дворик львов). Узор «есерия» = мелкокусковой стук на стенах и капителях,
- Аркады, двери и окна как элементы, притягивающие взгляд

Испанский ислам демонстрирует большую религиозную терпимость. Нередки случаи покупки или совместного использования на правах аренды христианских церквей (Толедо, Санто-Кристо де ла Лус).

МОСАРАБСКИЙ СТИЛЬ

Мосарабы, т. е. христиане, к которым исламский строй относился терпимо, возводили свои церкви на территории, контролируемой исламом. Их архитектурный стиль (IX-XI вв.) - смесь вестготских (57*) и исламских элементов:
- 3-5-нефная базилика с 3 апсидами
- подковообразные арки
- тонкие колонны под тяжеловесными стенами
- деревянный потолок
- бочарный или куполообразный крестовый свод
- исламские, византийские и вестготские капители и орнаментика
- слабое мистическое освещение
Пример: С.-Мигуэль де Эскалада.

СТИЛЬ МУДЕХАР

После изгнания мавров исламские культовые сооружения используются как христианские. Короли Фердинанд и Изабелла изгоняют также и иудеев, разрушая или захватывая их синагоги. Оставшиеся в Испании исламские мастеровые, мудехары, возводят с X до начала XVI в. по заказам христиан и иудеев различные сооружения (Толедо). Их декоративный стиль, смешиваясь с архитектурой Запада, оказывает влияние на испанскую готику и стиль платереско:
- Кирпич, глазурованные изразцы («асулехо»)
- Подковообразная арка
- Звездчато-ребристый свод
- Ряды плоских орнаментов на фасаде
- Потолки «артесонадо»; окна «целозия»,
- Арабские (куфские) письмена, также и в христианских церквях (Севилья, Алькасар)
- Стук, фаянс, покрытые змапью стилизованные растительные формы
- Башни, похожие на минареты
Придворный. Во времена Альмохадов и Насридов: Тордесильяс, Санта-Клара, 1340 г.; Лас-Уэльгас, капелла Альфонса VIII—XIII вв.; Севилья, Алькасар, XII—XVI вв.; Толедо, синагоги.
Народный. Декоративные аркады в Кастилии, изразцовый декор колоколен в Арагоне (Теруэль).

КОРДОВА. Великая мечеть

Основана в 786 г. Абдаррахманом I по североафриканской схеме.

1-й период строительства: -11-нефная, широкий средний неф, двор
- ряды опор проходят перпендикулярно квибле (место моления, обращенное к Мекке)
2-й период при Абдаррахмане II (822-850): еще 7 пролетных строений; при Абдаррахмане III (912-961) обновление минарета на северной стене двора; квадратный по сирийским прототипам и сам образец для Хиральды в Севильи
3-й период при аль-Хакаме (961-997):
- расширение пролетных строений в направлении квиблы; секция с михрабом на южной стороне и 3 купола с контрфорсами, образуют типичную мечеть с трансептом
4-й период при Великом визире аль-Мансуре («Альмансор») (976-1009):
- 8 нефов на восточной стороне и расширение двора
- аркады во дворе с чередованием опор
- наружное строение с контрфорсами, ворота с фризом с декоративными нишами
- внутренние ряды арок высотой 10 м, полукруглые - 2-ярусные (римские акведуки), подковообразные- омейядские (мечеть в Дамаске) и вестготские сооружения
- чередование красного и белого камня
- перекрещивающиеся зубчатые арки с украшением по стуку
-золоченые коринфские и римские композитные капители
- михраб (ниша для моления) 8-угольный с куполом в духе Омейядов; вход = ряд декоративных ниш с арками в виде трилистника над монументальными подковообразными арками,
- богатые мозаичные узоры
- куфские письмена

Позднейшие изменения в Кордове
- XV в., готическая капелла возле михраба
- 1589 г., ренессансный венчающий элемент минарета, арх. Эрнан Руис; 1650 г., новая облицовка
- 1523-1607 гг., встраивание христианского собора. Карл V: «То, что вы тут построили, есть везде; что здесь было до этого, нет нигде на свете». Сегодня этот факт по-новому оценивается как «шрам от болезненной прививки, которая, однако, сохранила тело» (Эдуардо Камара).

источник: (3) список литературы

 

Подробнее: Исламская архитектура


От: popov






Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы


----------------------------







 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Архитектура времен Отгонов и Капетингов Романская архитектура »


¬???? ¬???