Исламское искусство в Испании

2. Альмохады, кон. XI-XIII вв., Севилья
- Кирпичные постройки с широкими поясками с геометрическим рельефом (Хиральда в Севильи), которые позже стали снова применяться в арагонском мудехаре (Теруэль)
- Артесонадо = кессонный потолок с переплетающимися геометрическими узорами, часто со сталактитами,
- Стрельчатые подковообразные и зубчатые арки (Кордова), обрамленные также гирляндами (Альхаферия в Сарагосе)
- Каллиграфические фризы с «куфи» и менее строгим курсивным шрифтом с растительными мотивами,
- Асулехос = внутренние и наружные декоры из первоначально синих («асул») изразцов с росписью, впервые появившихся в XII в. в Севильи. Цветные поля узоров разделяются линиями, нанесенными марганцовой краской, или инкрустируются глазурью
3. Насриды, XIV-XVв.в., Гранада
- Тонкая элегантность декора
- Приподнятые полуциркульные и зубчатые арки, обрамленные тончайшим орнаментом по стуку и керамике и покрытые лаком (Гранада, Дворик львов). Узор «есерия» = мелкокусковой стук на стенах и капителях,

- Аркады, двери и окна как элементы, притягивающие взгляд
Испанский ислам демонстрирует большую религиозную терпимость. Нередки случаи покупки или совместного использования на правах аренды христианских церквей (Толедо, Санто-Кристо де ла Лус).

МОСАРАБСКИЙ СТИЛЬ

Мосарабы, т. е. христиане, к которым исламский строй относился терпимо, возводили свои церкви на территории, контролируемой исламом. Их архитектурный стиль (IX-XI вв.) - смесь вестготских (57*) и исламских элементов:
- 3-5-нефная базилика с 3 апсидами
- подковообразные арки
- тонкие колонны под тяжеловесными стенами
- деревянный потолок
- бочарный или куполообразный крестовый свод
- исламские, византийские и вестготские капители и орнаментика
- слабое мистическое освещение
Пример: С.-Мигуэль де Эскалада.

СТИЛЬ МУДЕХАР

После изгнания мавров исламские культовые сооружения используются как христианские. Короли Фердинанд и Изабелла изгоняют также и иудеев, разрушая или захватывая их синагоги. Оставшиеся в Испании исламские мастеровые, мудехары, возводят с X до начала XVI в. по заказам христиан и иудеев различные сооружения (Толедо). Их декоративный стиль, смешиваясь с архитектурой Запада, оказывает влияние на испанскую готику и стиль платереско:
- Кирпич, глазурованные изразцы («асулехо»)
- Подковообразная арка
- Звездчато-ребристый свод
- Ряды плоских орнаментов на фасаде
- Потолки «артесонадо»; окна «целозия»,
- Арабские (куфские) письмена, также и в христианских церквях (Севилья, Алькасар)
- Стук, фаянс, покрытые змапью стилизованные растительные формы
- Башни, похожие на минареты
Придворный. Во времена Альмохадов и Насридов: Тордесильяс, Санта-Клара, 1340 г.; Лас-Уэльгас, капелла Альфонса VIII—XIII вв.; Севилья, Алькасар, XII—XVI вв.; Толедо, синагоги.
Народный. Декоративные аркады в Кастилии, изразцовый декор колоколен в Арагоне (Теруэль).


<< -- | Страница 3 из 4 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Архитектура времен Отгонов и Капетингов Романская архитектура »