Романская архитектура

И только реформаторские ордены (клюнийские бенедиктинцы, позже премоистранты, цистерцианцы) начинают использовать средства архитектуры для разграничения императорской власти и власти папы римского. Папа Григорий VII, возможно, бывший монах из Клюни, противостоявший императору Генриху IV в 1077 г. в Каноссе, становится символической фигурой в роковом расколе церковной и светской власти. Наряду с этим и самобытность германских племен, и этническое многообразие французского населения (германцы, романцы, кельты, галлы) обусловливают появление различных в зависимости от ландшафта архитектонических решений, К этому добавляется необходимость представить своеобразие широко самостоятельных епископств, и прежде всего орденов, в их сооружениях также и особым языком форм (архитектурные направления). Тем не менее общий христианский дух и передача из поколения в поколение традиций римского каменного зодчества создают в сочетании с такими общепринятыми архитектурными формами, как полуциркульные арки, вариации кубических капителей и блочные формы корпуса сооружения, основу европейского единообразия.

Общее (административное) руководство строительством осуществляют клирики и монахи. Однако свидетельств, что среди них были архитекторы и мастеровые, обнаружить не удалось. Неизвестно также, создавались ли до XII в. общие планы постройки, за исключением деталей (фасады, порталы, окна), или что строительный процесс протекал, как правило, «в эмпирическом столкновении материала и возникающих в ходе строительства отдельных проблем» (Р. Эртель).
Если и неимеющее определенного направления, статичное само по себе сооружение с двумя хорами вход осуществляется с северной или южной стороны, а более важная с точки зрения литургии восточная часть распознается даже не сразу (Хильдесгейм и Вормс), то сориентированное на восток «путеуказывающее» сооружение с одним хором является легко понятным символом христианского жизненного пути из мира земного (продольный неф) в небесный потусторонний мир, открывающийся на алтаре (Герсфельд и Отен). Плоское перекрытие и бочарный свод как бы визуально указывают в таком помещении путь к алтарю в восточной апсиде.
Вскоре это длинное помещение расчленяется. «Членение» является широко распространенным, но неправильно понимаемым термином. Его нельзя, естественно, понимать буквально, так как ни средний, ни боковые нефы физически не разделяются поперечными стенами. (Скорее всего, он мог бы подойти к висячим аркам итальянского проторенессанса). На деле членение заключается в оптическо-эмоциональном впечатлении, которое производит разбивка стен и потолка на отдельные элементы. В XI в. такие членения проходят многоступенчатый процесс развития: на рубеже нового тысячелетия внутренние стены высокого нефа остаются еще в основном нерасчлененными (Хильдесгейм). Но в зоне аркад уже начинается своего рода ритмизация посредством чередования столбов и колонн = чередование опор. В Жумьеже перед столбами устанавливаются полуколонны высотой до потолка, не имеющие функции несущих элементов. Они переносят принцип, начало которому положило чередование опор, и на высоте стены, разбивая их на отдельные панели. Если такого рода элементы в Шпейере заканчиваются в круглых подпружных арках, то в Клюни III они уже несут гурты бочарного свода. Вместе они обозначают секции стен, идущие от пола через потолок и снова к полу. В Шпейере примерно в 1090 г. между такими гуртами устанавливается распалубка крестового свода. Ранние, относящиеся примерно к тому же времени нормандские ребра крестового свода еще не являются несущими элементами, выполняя чисто эстетическую функцию (Кан, церковь Ла Трините), в Вормсе же они несут сами себя и распалубку свода. Все эти крестовые своды образуют в сочетании с контрфорсами стен похожие на балдахины отдельные элементы: конечная ступень «членения пространства». Усиливают впечатление обособленности каждого такого отделения ряды куполов (Аквитания).


<< -- | Страница 3 из 20 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Исламское искусство в Испании Готика »