Романская архитектура

Размеры германской «связанной системы» берутся, исходя не из протяженности главного и поперечного нефов, а из размера площади квадрата средокрестия. Он повторяется в крыльях поперечного здания, в секции хора и продольного здания, а также с делением сторон пополам - в боковых нефах.
С началом нового тысячелетия стена высокого нефа оживляется верхними световыми проемами: робко посредством декоративных арок (Вормс), более смело с помощью галерей на эмпорах, в Нормандии и Англии даже с помощью похожих на эмпоры открытых трифориев и проходов перед оконными проемами (Канн,  Питерборо).
На этапе перехода к готике добавление эмпоры с трифорием ведет последовательно к 4-зонному вертикальному членению стен (Лан; Лимбург; Нойон).
Только готика упростит - путем отказа от эмпор - горизонтальные стенные полосы и преобразует их в элементы, стремящиеся вверх.
Карликовая галерея впервые появляется в 1050 г. в соборе Трира. В Рейнской области и Верхней Италии она становится предпочтительным средством членения наружных стен на две оболочки (ЮГ).


Окна эволюционируют от строгой полуциркульной формы до навевающих барочный стиль причудливых фантастических форм (замочная скважина, пальметта, лилия) переходного стиля.
Франция рано нашла две формы хоров, которые решают проблему размещения алтарей: ступенчатые хоры и хоры с обходом с капеллами, Эти капеллы пока еще явно отделены одна от другой.
После того как средокрестие стало квадратным и выделяющимся, над ним смогла органично подняться и башня.
С парными башнями на фасадах, воздвигавшимися по образцу раннехристианско-сирийских прототипов (Турманин) и каролингских башен вестверка, появляются многобашенные замки-церкви (Хильдесгейм; Турне; Лимбург).
Романские крипты всегда со сводом и обширных размеров (Шпейер; Гурк). Иногда бывают открытыми к среднему нефу (Верона, Сан-Дзено Маджоре), располагаются под хорами и делятся 2 рядами колонн на 3 нефа; они могут также простираться под поперечный неф и далеко под средний.
С античных времен и до XVIII в. постоянно встречается коньковая ротонда хоров - 2-ярусное круглое или многоугольное сооружение по оси хоров. Его прототипами являются ротонды Гроба Марии или Гроба Господня в Иерусалиме.
Порой ротонда представляет собой лишь более позднюю перестройку наружной крипты.
Как мавзолей ротонда часто сооружается обособленно, лишь позже включаясь в церковный комплекс (Женева, Старый собор). Позже, особенно в английской готике, она становится часовней  Св. Марии (Lady Chapel).
Во все усиливающейся тенденции к украшению находит свое место и оттонская кубическая капитель - своеобразный североевропейский вариант античной коринфской капители.
Она украшается дисками, пальметтами, фигурами людей или животных, даже выкладывается кирпичом; ее более поздняя форма - чашевидная блочная капитель.
Простой портал с косяками становится вскоре косо врезанным в стену порталом, четко очерченным колоннами, нишами или тем и другим поочередно. Начиная с XII  в.,  по обеим сторонам портала появляются фигуры, не привязанные к архитектурным деталям, а свободно распределяемые по площади.
Вскоре их устанавливают между или перед колоннами обрамления портала (Базель, Шартр-Вест). В тимпане часто помещается поясное изображение Христа во время Страшного суда.
В Провансе заимствуется схема римской триумфальной арки, которая украшается скульптурами (Арль и Сен-Жиль), в Пуату весь фасад расчленяется на ярусы, заполняемые скульптурами в нишах.
В Германии зона портала редко украшена скульптурами, чаще их устанавливают внутри церкви. Алтари и кафедры, отделяющие алтарную часть от зала для прихожан, являются местами для чтения книг пророков и апостолов.
Изображаемые на наружных стенах, портале (нажимная дверная ручка), а также и на купели шутовские рожицы, животные или орнаменты несут функцию оберега.
Только в XI в. мелкие, грубо обработанные камни, клавшиеся на большой слой раствора, заменяют тщательно обработанными большими тесаными камнями, квадрами, требовавшими небольшого количества раствора.
Этот процесс созревания виден в чередовании слоев кладки двух цветов в XI в. (Хильдесгейм, Турню) и позднее в мелковыраженном языке форм фризов и пышных позднероманских декорациях XIII в. (Нейс).


<< -- | Страница 4 из 20 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Исламское искусство в Испании Готика »