Романская архитектура

  • Введение
  • Каталог форм
  • Очистительные реформы
  • Императорские соборы
  • Романская архитектура в Европе
  • Территории, восточнее Рейнской области
  • Монастыри, реформированные по образцу Хирсау
  • Нормандия и Бретань
  • Основные центры романской церковной архитектуры во Франции и в Рейнской области
  • Романская архитектура между Рейном и Бретанью
  • Клюни и Бургундия
  • Романская архитектура в Аквитании
  • Романская архитектура Оверни
  • Романская архитектура во Французских Альпах, Провансе и на Корсике
  • Романская архитектура в юго-западной Франции
  • Руссильон и Каталония
  • Северо-западная Испания
  • Вестготская, мосарабская и романская архитектура в Испании и Португалии
  • Англо-нормандская архитектура
  • Романская архитектура в Великобритании и Ирландии
  • Северная Италия
  • Центральная Италия
  • Романская архитектура в южной Италии
  • Северная и Восточная Европа
  • Норвежские деревянные церкви ставкирки
  • Романская архитектура в Скандинавии
  • Архитектура цистерцианцев
  • Центрическое сооружение
  • Церковь-крепость
  • Архитектура переходного периода: Франция, Италия, Германия, Англия

 Не очень удачное название «романский стиль» создает впечатление, что средневековое искусство является нечем иным, как просто ответвлением средиземноморской поздней античности. На даю же это правильно только в отношении каролингского и оттонского периодов. Здесь вполне ясно просматриваются параллели с Византией, Римом, Малой Азией, Сирией и Арменией, Однако именно в эту эпоху возникают и новые, ранее невиданные северо-западноевропейские архитектурные формы, которым предстоит в будущем стать выразительными чертами всего европейского строительного искусства.

После падения Рима на политическую авансцену, а с началом правления Карла Великого и па художественную, все больше выходят регионы, расположенные севернее Альп. Под властью германского императора находится огромная территория, простирающаяся вплоть до Италии и Испании (лишь в XI в. крупные города Ломбардии добиваются независимости). В том же в XI в. норманны обосновываются в Англии, южной Италии и на Сицилии. На севере и востоке Европы миссионерство «язычников» ведет к завоеванию стран и народов до Балтийского моря и регионов, населявшихся западными славянами и венграми. Менее длительными по воздействию, но столь же характерными для влияния Запада являются и столкновения с исламом во время Крестовых походов (1096-1270). Во всяком случае, крестоносцам из всех европейских стран удается поближе познакомиться друг с другом и сгладить в какой-то мере различия культурных истоков. Европейскую общность демонстрирует феодальная ленная система, с помощью которой достигается социальная, военная и административная организация Европы. Иерархическая сословная структура из аристократии и рыцарства, духовенства, горожан и крестьян, церковная организация с делением на епархии и приходы, расцвет монастырского движения по всей Европе - все это признаки великолепного духовного и физического единства Европы.
«Очистительные» реформы бургундско-бенедиктинского монашества из аббатств Клюни, Горз и Сито повлекли за собой длительный спор между папой и императором. Противопоставление двух важнейших сооружений в XI в. - бургундского Клюни и салического императорского собора под Шпейером на Верхнем Рейне - сегодня упрощенно рассматривается как историческое свидетельство этой биполярности взглядов. Борьба за инвеституру между Римом и салическими императорами является кульминацией целого ряда потрясений, которые не пощадили ни церковь, ни императорскую власть.

В эпоху романского стиля наций в нашем современном понятии еще, разумеется, не было. Поэтому если Германия, Италия и Франция называются территориями, играющими ведущую роль в развитии строительства, то не следует забывать и о вкладе таких относительно небольших национальных образований, как Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Скандинавия и восточные государства Центральной Европы, которые лишь позже получили национальную независимость. Только в Нидерландах до сих пор еще существуют 10 романских крипт.

Политическое восстановление во всей Европе с конца X в. приводит в сочетании с проникающей во все сферы жизни христианской идеей к невиданному расцвету строительного искусства. Доминирует культовая архитектура. В мировоззрении романской эпохи власть императора является отражением всемогущества Бога. Поэтому то, что монументальные церкви, эти замки Божьи, выглядят как рыцарские замки, а на головах распятых мучеников красуется королевская корона (вместо появившегося позже и ставшего привычным тернового венца), воспринимается в ту эпоху как нечто само собой разумеющееся и равнозначное.

И только реформаторские ордены (клюнийские бенедиктинцы, позже премоистранты, цистерцианцы) начинают использовать средства архитектуры для разграничения императорской власти и власти папы римского. Папа Григорий VII, возможно, бывший монах из Клюни, противостоявший императору Генриху IV в 1077 г. в Каноссе, становится символической фигурой в роковом расколе церковной и светской власти. Наряду с этим и самобытность германских племен, и этническое многообразие французского населения (германцы, романцы, кельты, галлы) обусловливают появление различных в зависимости от ландшафта архитектонических решений, К этому добавляется необходимость представить своеобразие широко самостоятельных епископств, и прежде всего орденов, в их сооружениях также и особым языком форм (архитектурные направления). Тем не менее общий христианский дух и передача из поколения в поколение традиций римского каменного зодчества создают в сочетании с такими общепринятыми архитектурными формами, как полуциркульные арки, вариации кубических капителей и блочные формы корпуса сооружения, основу европейского единообразия.
Общее (административное) руководство строительством осуществляют клирики и монахи. Однако свидетельств, что среди них были архитекторы и мастеровые, обнаружить не удалось. Неизвестно также, создавались ли до XII в. общие планы постройки, за исключением деталей (фасады, порталы, окна), или что строительный процесс протекал, как правило, «в эмпирическом столкновении материала и возникающих в ходе строительства отдельных проблем» (Р. Эртель).

Если и неимеющее определенного направления, статичное само по себе сооружение с двумя хорами вход осуществляется с северной или южной стороны, а более важная с точки зрения литургии восточная часть распознается даже не сразу (Хильдесгейм и Вормс), то сориентированное на восток «путеуказывающее» сооружение с одним хором является легко понятным символом христианского жизненного пути из мира земного (продольный неф) в небесный потусторонний мир, открывающийся на алтаре (Герсфельд и Отен). Плоское перекрытие и бочарный свод как бы визуально указывают в таком помещении путь к алтарю в восточной апсиде.
Вскоре это длинное помещение расчленяется. «Членение» является широко распространенным, но неправильно понимаемым термином. Его нельзя, естественно, понимать буквально, так как ни средний, ни боковые нефы физически не разделяются поперечными стенами. (Скорее всего, он мог бы подойти к висячим аркам итальянского проторенессанса). На деле членение заключается в оптическо-эмоциональном впечатлении, которое производит разбивка стен и потолка на отдельные элементы. В XI в. такие членения проходят многоступенчатый процесс развития: на рубеже нового тысячелетия внутренние стены высокого нефа остаются еще в основном нерасчлененными (Хильдесгейм). Но в зоне аркад уже начинается своего рода ритмизация посредством чередования столбов и колонн = чередование опор. В Жумьеже перед столбами устанавливаются полуколонны высотой до потолка, не имеющие функции несущих элементов. Они переносят принцип, начало которому положило чередование опор, и на высоте стены, разбивая их на отдельные панели. Если такого рода элементы в Шпейере заканчиваются в круглых подпружных арках, то в Клюни III они уже несут гурты бочарного свода. Вместе они обозначают секции стен, идущие от пола через потолок и снова к полу. В Шпейере примерно в 1090 г. между такими гуртами устанавливается распалубка крестового свода. Ранние, относящиеся примерно к тому же времени нормандские ребра крестового свода еще не являются несущими элементами, выполняя чисто эстетическую функцию (Кан, церковь Ла Трините), в Вормсе же они несут сами себя и распалубку свода. Все эти крестовые своды образуют в сочетании с контрфорсами стен похожие на балдахины отдельные элементы: конечная ступень «членения пространства». Усиливают впечатление обособленности каждого такого отделения ряды куполов (Аквитания).

Размеры германской «связанной системы» берутся, исходя не из протяженности главного и поперечного нефов, а из размера площади квадрата средокрестия. Он повторяется в крыльях поперечного здания, в секции хора и продольного здания, а также с делением сторон пополам - в боковых нефах.
С началом нового тысячелетия стена высокого нефа оживляется верхними световыми проемами: робко посредством декоративных арок (Вормс), более смело с помощью галерей на эмпорах, в Нормандии и Англии даже с помощью похожих на эмпоры открытых трифориев и проходов перед оконными проемами (Канн, Питерборо).
На этапе перехода к готике добавление эмпоры с трифорием ведет последовательно к 4-зонному вертикальному членению стен (Лан; Лимбург; Нойон).
Только готика упростит - путем отказа от эмпор - горизонтальные стенные полосы и преобразует их в элементы, стремящиеся вверх.
Карликовая галерея впервые появляется в 1050 г. в соборе Трира. В Рейнской области и Верхней Италии она становится предпочтительным средством членения наружных стен на две оболочки (ЮГ).

Окна эволюционируют от строгой полуциркульной формы до навевающих барочный стиль причудливых фантастических форм (замочная скважина, пальметта, лилия) переходного стиля.

Франция рано нашла две формы хоров, которые решают проблему размещения алтарей: ступенчатые хоры и хоры с обходом с капеллами, Эти капеллы пока еще явно отделены одна от другой.

После того как средокрестие стало квадратным и выделяющимся, над ним смогла органично подняться и башня.

С парными башнями на фасадах, воздвигавшимися по образцу раннехристианско-сирийских прототипов (Турманин) и каролингских башен вестверка, появляются многобашенные замки-церкви (Хильдесгейм; Турне; Лимбург).

Романские крипты всегда со сводом и обширных размеров (Шпейер; Гурк). Иногда бывают открытыми к среднему нефу (Верона, Сан-Дзено Маджоре), располагаются под хорами и делятся 2 рядами колонн на 3 нефа; они могут также простираться под поперечный неф и далеко под средний.
С античных времен и до XVIII в. постоянно встречается коньковая ротонда хоров - 2-ярусное круглое или многоугольное сооружение по оси хоров. Его прототипами являются ротонды Гроба Марии или Гроба Господня в Иерусалиме.

Порой ротонда представляет собой лишь более позднюю перестройку наружной крипты.

Как мавзолей ротонда часто сооружается обособленно, лишь позже включаясь в церковный комплекс (Женева, Старый собор). Позже, особенно в английской готике, она становится часовней Св. Марии (Lady Chapel).

Во все усиливающейся тенденции к украшению находит свое место и оттонская кубическая капитель - своеобразный североевропейский вариант античной коринфской капители.

Она украшается дисками, пальметтами, фигурами людей или животных, даже выкладывается кирпичом; ее более поздняя форма - чашевидная блочная капитель.

Простой портал с косяками становится вскоре косо врезанным в стену порталом, четко очерченным колоннами, нишами или тем и другим поочередно. Начиная с XII в., по обеим ст оронам портала появляются фигуры, не привязанные к архитектурным деталям, а свободно распределяемые по площади.Вскоре их устанавливают между или перед колоннами обрамления портала (Базель, Шартр-Вест). В тимпане часто помещается поясное изображение Христа во время Страшного суда.

В Провансе заимствуется схема римской триумфальной арки, которая украшается скульптурами (Арль и Сен-Жиль), в Пуату весь фасад расчленяется на ярусы, заполняемые скульптурами в нишах.

В Германии зона портала редко украшена скульптурами, чаще их устанавливают внутри церкви. Алтари и кафедры, отделяющие алтарную часть от зала для прихожан, являются местами для чтения книг пророков и апостолов.

Изображаемые на наружных стенах, портале (нажимная дверная ручка), а также и на купели шутовские рожицы, животные или орнаменты несут функцию оберега.

Только в XI в. мелкие, грубо обработанные камни, клавшиеся на большой слой раствора, заменяют тщательно обработанными большими тесаными камнями, квадрами, требовавшими небольшого количества раствора. Этот процесс созревания виден в чередовании слоев кладки двух цветов в XI в. (Хильдесгейм, Турню) и позднее в мелковыраженном языке форм фризов и пышных позднероманских декорациях XIII в. (Нейс).

Центрические сооружения ограничиваются баптистериями, склепами и небольшим числом приходских церквей. В рейнских трехапсидных в плане сооружениях центрическое сооружение на восточной стороне соединяется с примыкающим с западной стороны продольным.

Обзор

Фасады

Первая стрельчатая арка (Бургундия)
Богатые скульптурные архитектурные украшения (юг).


ИМПЕРАТОРСКИЕ СОБОРЫ

Майнц, 1081-1137(1239)
Шпейер, 1030 г. до XII в.
Вормс, 1125 г. до XIII в.

Эти императорские соборы считаются кульминацией романского стиля в Германии. В них находят свою высшую ступень наиболее важные архитектурные формы и тенденции романского стиля в Рейнской области.

Базилика (со столбами в ср. нефе):
- связанная система: опоры главного пролета - опоры боковых пролетов
- с двумя хорами
- поперечный неф
- крестовый свод и (у элементов зданий с позже возведенным сводом) крестово-реберный свод (во Франции бочарный свод часто встречается уже в XI в.; крестово-реберный свод в Дареме/Англия уже в 1093 г.)
-2-й 3-частное строение стен
- эмпоры над входными залами
- 3-апсидный план в Майнце
- членение стенными нишами, аркадами, лизенами, фризами
Карликовые галереи:
- богатые архитектурные орнаменты, апотропейная пластика
- группы башен на востоке и западе
- башни над средокрестием
- крипта


РЕЙНСКИЕ 3-АПСИДНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Кельнская романская школа:
- полукруглые ниши на хорах = конхи с северной, восточной и западной сторон средокрестия (римские прототипы: вилла Адриана и пьяцца Армерина; Трир, имп. термы)
- в нижней части конхи меньшие полукруглые ниши
- в верхней части конхи обход
- форма трилистника встречается и с наружной стороны
- карликовые галереи
- башня над средокрестием
- большей частью, связанная система.

ТЕРРИТОРИИ, ВОСТОЧНЕЕ РЕЙНСКОЙ ОБЛАСТИ

Индивидуально выраженным развитием архитектуры характеризуются, прежде всего, Вестфалия и Нижняя Саксония. Изредка здесь используются и оттонские элементы. Часто встречаются готические перестройки и пристройки. В Верхней Швабии, Баварии и германской Восточной Марке романские церкви затем перестраиваются в барочный стиль.

 

Вестфалия

- базилики, 3-нефные, в связанной системе
- преобладают, однако, зальные церкви (Минден, Оснабрюк, Падерборн и др.)
- с середины XII в. с полным сводом (крестово-реберный и 8-частный доминиканский свод)
- завершение хоров круглое или плоское; массив, столбы с контрфорсами
- слабо расчлененные мощные 4-угольные или круглые башни
- западная сторона с центр, башнеобр. надстройкой или углов, башнями

Нижняя Саксония

Знакома с зальными церквями, отдает предпочтение базиликам, с Х-ХП вв. с чередованием опор С-К-С или С-К-К-С:
- плоское перекрытие
- 3-частные хоры
- фланкирующие башни
- 3-зонное членение стен
- карнизы и аркадное обрамление в продольном здании
- на западной стороне с центральной и/или фланкирующими башнями

Восточная Франкония, Средняя Германия


Большие соборы Бамберга и Наумбурга заимствуют связанную систему, многобашенность и карликовую галерею у Рейнской области, а форму башен и пристрастие к скульптурным украшениям у Франции. Эти соборы относятся к числу сооружений уже переходного стиля.
Северная Германия
Отдает предпочтение базилике с плоским перекрытием с поперечным зданием, чередованием опор (Кведлинбург, Хальберштадт, Хеклинген/Антальт), столбами (Кенигслуттер) или колоннами (Ерихов = кирпичная постройка).

Австрия

И здесь готические и барочные перестройки и новые постройки оставили после себя лишь незначительное число романских церквей.

Венгрия

Раннероманские кафедральные соборы и монастырские церкви возводятся по образцу итальянских и баварских сооружений.

Зальная церковь без поперечного нефа, с широкой восточной апсидой Круглая церковь в качестве замковой капеллы
Базилика, 3-нефная с плоским перекрытием, с конца XI в. с 3 апсидами и без поперечного нефа:
- «нижняя церковь»
- 2 башни на восточной или западной стороне или 4-башенная (Печ; южная сторона = главный фасад в XIX в. преобразован с целью подчеркивания исторического аспекта сооружением в тосканско-романском стиле декоративных аркад по 11 осям и карликовой галереи)
- ”клановые монастырские церкви” с 2 западными башнями и доминирующей эмпорой образуют, начиная с XII в., особую венгерскую форму (Акош, Капорнак, Печ), с XIII в. имеют сводчатое перекрытие и украшаются великолепными архитектурными орнаментами верхнерейнского, бамбергского и нормандского происхождения (Як, Лебень, Шамбек).


РЕФОРМЫ МОНАСТЫРЯ ХИРСАУ

С 1079 г. бенедиктинский монастырь в Хирсау становится центром реформаторских идей аббатства Клюни 200 бенедиктинских монастырей на территории с населением, говорящем по-немецки. Многие из этих сооружений в духе идей Хирсау, обусловленных реформированной литургией. Однако часто доминируют и местные традиции, Поэтому понятие «архитектурная школа Хирсау не является бесспорным.

Колонная базилика

- западный фасад с двумя башнями
- предцерковь на западе
- плоское перекрытие
- поперечное здание на востоке
- прямоугольное (редко) или апсиди-альное завершение хоров
- 5-частные ступенчатые хоры
- «бенедиктинские хоры», т. е. открытые в сторону боковых помещений
- выделяющееся средокрестие = chorus major
- восточная травея продольного здания со столбами и алтарной преградой = chorus minor
- примыкающие западные травеи с колоннами
- немногочисленные декоративные формы
- нет крипты, эмпоры, вестверка

 

ТЕРРИТОРИЯ МЕЖДУ РЕЙНОМ И ЛУАРОЙ (кроме Бургундии и Нормандии)

В регионе резиденции Карла Великого (Ахен), на территории салических королей (Верхний Рейн) и династии Штауфенов, а также в коронной земле Франции в период позднего Средневековья образуется ядро художественного развития Западной Европы с общими тенденциями. Преобладает крестообразная базилика:
- связанная система, также поперечно-вытянутая форма травеи (аббатство Мария Лах)
- выделяющееся средокрестие
- поперечное здание
- «вертикализм» (Шпейер.)

; в период перехода к готике и 4-зонное
- сразу же или (как в зданиях с плоским перекрытием XI и XII вв.) позже сооружаются полные своды
По образцу Хирсау
-2-й 3-зонное членение стен: разделяющая аркада - эмпора (редко) - верхние световые проемы
- столбы квадратные с полукруглыми контрфорсами или крестообразные
- чередование столбов и опор
- также колонная базилика
- только полуциркульные арки
- завершение хоров полукруглое
- декоративные арки часто опираются на колонны
- кубическая капитель
- полуциркульный фриз, лизены
- карликовые галереи, сначала в Трире
- скульптурные украшения
- фасады часто с двумя башнями
- у крупных церквей группы башен
- крипта часто очень просторная

Самобытностью отличаются: 1) территория в низовье и верховье Рейна; 2) бассейн реки Маас; 3) бассейн реки Шельда; 4) Эльзас; 5) территория вокруг бассейна Сены. Вокруг бассейна Мааса доминируют влияния Рейнской области; в бассейнах Шельды и Сены они смешиваются с нормандскими элементами.
Низовье Рейна и бассейн Маасав Средние века практически единое культурное пространство. В епархиях Кельна, Трира, Люттиха, Утрехта хотя и появляются разнообразные формы, доминируют нижнерейнские строительные схемы. Пример для оттонского периода: Нивель, церковь Св. Гертруды, освящена в 1046 г. Она с 2 хорами, но имеет, как восточные оттонские крупные постройки (Хильдесгейм), 2 поперечных нефа и плоское перекрытие; при этом квадратное средокрестие не является модулем для плана, а боковые нефы, поперечные здания, средний неф эшелонированы по высоте.

Застывших форм не было и в конце XI, и в XII в. Только два примера из великого множества: Маастрихт демонстрирует свой вариант связанной системы, Мария Лах - поперечно вытянутые формы травеи, аналогичные бургундским (Везле). Второй великий расцвет архитектуры на территории в бассейнах Рейна и Мааса приходится на период правления династии Штауфенов с середины XII в. (Трир, собор, западное здание; Мюнстерейфель; Кельн, Санкт-Андреас, Санкт-Мартин; Шварцрейндорф, двойная часовня; Нейс, Санкт-Квирин; Майнц, собор, западные хоры; и др.).

Бассейн Шельды

Сооружения во фландрском стиле.

Базилика:

- нефы высокие и длинные
- широко раскрытые эмпоры равны по высоте первому этажу
- башня над средокрестием Суаньи, Сен-Венсан - главное раннероманское сооружение:
- 3-зонное членение стен; чередование опор, перед основными расположены уступами к плоскому перекрытию контрфорсы
Турне, кафедральный собор - расцвет романского стиля:
- 4-зонное членение стен без сквозных контрфорсов; плоское перекрытие
- нижний этаж = квадратное ядро сечения столбов, верхний - 8-угольное ядро
- высокие верхние световые проемы, снаружи с нормандской галереей.

Эльзас

Широкое членение стен и приземистые архитектурные объемы (Росгейм, Зигольсгейм). Фасады отличаются изящным членением (Мармутье, Мурбах).
Бассейн Сены
Базилики, как правило, с плоским перекрытием; 3- или 4-зонное членение стен у крупных церквей. Служебные контрфорсы на стенах среднего нефа.

Центрические сооружения

В основном по образцу Ахена (Отмарегейм, оттонские).

НОРМАНДИЯ И БРЕТАНЬ

В середине XI в. в Нормандии почти без перехода развивается свой оригинальный стиль базилики, на который оказывает влияние раннероманский стиль Бургундии (Клюни II). В Бретани лишь несколько значительных романских сооружений, характеризующихся нормандским влиянием.
Ранняя форма (тип Жюмьеж), еще испытывающая бургундское влияние;
- крутой 2-башенный фасад с выступающей средней частью
- крутой средний неф
- 3-зонное членение стен: аркады с чередованием опор (члененные столбы со служебными колоннами чередуются с круглыми), эмпоры, расчлененные небольшими колоннами; верхние световые проемы
- возможно, первоначально висячие арки
- плоское перекрытие
- выделяющееся средокрестие с квадратной башней
- хоры с обходом
- поперечный неф с проходами в каменной стене

Более поздняя форма (тип Кан, церковь Ла Трините, Сент-Этьен):
- базилика с опорами среднего нефа из столбов со служебными колоннами
- плоское перекрытие среднего нефа или открытая стропильная ферма
-с 1115-112О гг. в церквях Кана б-частный крестово-реберный свод
- крестовый свод между гуртами в боковых нефах
- 3-зонное членение стен с эмпорами без деления колонн или с (декоративным) трифорием, проходом в стене перед верхними окнами среднего нефа (как в Трире, западное здание собора)
- ступенчатые хоры
- единая система поперечных зданий
- башня над средокрестием и фасад с 2 башнями

КЛЮНИ И БУРГУНДИЯ

Клюни, 910 г., самый крупный в Западной Европе монастырь, является носителем идеи крестового похода, Реконкисты в Испании и литургического обновления в монашестве, к которому до 1200 г. присоединилось около 1500 аббатств и монастырей Запада. От Клюни отталкиваются многочисленные церковные постройки в Бургундии, но бургундский стиль не является обязательным для отделившихся монастырей, как это имеет место среди цистерцианцев. Базилика в Везле - в отличие от связанной системы - поделена на травеи с крестовым сводом, а отделения в среднем и боковых нефах одинаковой длины. Это уже предвестник готики. В подражающих античным образцам деталях - уважение к римским руинам на территории Бургундии:
- боковые нефы выходят за поперечный
- ступенч. хоры, полукруглые апсиды
- обход хоров с венком часовен
- поперечные нефы
- предцерковь с притвором и крипта
- высокие боковые нефы
- 3-частное строение стен
- полуциркульные арки, также стрельчатые арки в разделяющих нефы аркадах и ребрах свода
-круглый и стрельчатый бочарный свод (также с поперечным круглым сводом: Турню)
- крестовый свод иногда в боковых нефах, а также и в среднем нефе
- колонны без каннелюр
- пилястры с каннелюрами
- столбы со служебными колоннами
- скульптурные украшения в тимпане, портале и на капителях
- 2 башни на западной стороне, башня над средокрестием

АКВИТАНИЯ

Охватывает территорию вокруг Пуатье, Лиможа, Сента. Бордо, Ангулема и Перигё. В отличие от церквей Иль-де-Франс, бассейна Луары, Нормандии и Бретани, у которых в основном открытые стропильные фермы, здесь все продольные здания имеют своды. Около 60 купольных церквей XII в. накладывают па Аквитанию особый отпечаток:
- в большинстве своем однонефные церкви с 2-4 куполами, отчасти с большими пролетами - до 24 м (Перигё, Сен-Фронт) над нефом
- иногда над хорами и крыльями поперечных нефов
- купола из квадра не имеют стропильных ферм, а перекрываются известняковыми плитами (нехватка лесоматериала)
- в крупных церквях проходы на высоте подоконного парапета в толстых стенах, поддерживаемых декоративной аркатурой
- в некоторых церквях Ангумуа есть проходы, облегчающие путь к хорам
- в Перигё, Сен-Фронт, они идут через все пилястры
- обход хоров с венком часовен
- в крупных церквях (от 3 до 7 часовен) часто начинаются непосредственно от замкнутых полукругом хоров (Ангулем)

Зальная церковь с одним продольным нефом с круглым или остроконечным бочарным сводом встречается чаще, базилика реже, но у нее большие размеры

Зальная церковь с 3 нефами (примерно одинаковой высоты):

3 бочарных свода или крестовые в боковых нефах
- фасады с фронтонами, похожими на дом, одно - или многоярусными декоративными аркадами (ср. Ломбардия, северная Испания)
- все более богатые архитектурные украшения и орнаментика
- глубоко эшелонированные порталы
- полукруглые и многоугольные хоры с 3-зонным членением, а также 2- и 4-ярусные
- ступенчатые хоры, обход с венком часовен
- высокие аркады глубже пяты свода среднего нефа; в XII в. стрельчатые
- цилиндрические ордерные столбы, в XII в. члененные из 4 трехчетвертных колонн
- настенная и потолочная роспись
- двускатная крыша и небольшое число башен

ПУАТУ, СЕНТОНЖ

Создают собственный тип фасада: западный развит до великолепной показательной стены, часто не отражающей поперечный разрез помещений, но копирующий античные триумфальные арки и городские ворота. Сильно профилированный главный портал обрамлен декоративными арками. Верхний этаж имеет такую же декоративную организацию или расчленяется арками, богато украшенными скульптурами. Угловые башенки иногда опираются на пучки тонких колонн (Пуатье). Зальная церковь также имеет территориальные особенности:
- 3 нефа; средний неф с полукруглым или стрельчатым продольным бочарным сводом, позже с гуртами; выше боковых нефов, но без окон
- боковые нефы уже среднего, с четвертными или полуцилиндрическими, ползучими цилиндрическими или крестовыми сводами
- иногда импозантные башни; или вместо углов верхнего этажа колонны или столбы
- важные внутренние росписи

ОВЕРНЬ

Этот регион характеризуется многонефными зальными церквями с эмпорами, XII в. (Клермон-Ферран). Речь идет о церквях со ступенчатыми залами, т. к. их средние нефы выше, чем своды эмпор над боковыми нефами:
- бочарный свод без подпружных арок и карниза в среднем нефе
- крестовый свод в боковых нефах
- эмпоры с четвертными цилиндрическими сводами и окнами над боковыми нефами
- «овернский поперечный ригель» = мощное здание между продольным зданием и хорами, разделенное на 5 травей, идущих уступами к средокрестию; внешние травей с поперечными цилиндрическими сводами, над боковыми нефами с четвертными сферическими сводами, отделение от средокрестия висячими арками, аркадные проемы в перекрытии арок
- 8-угольная башня над средокрестием с окнами, тромпами и монастырским сводом
- хоры с каменным перекрытием, ниже продольного здания, с обходом и плоским венком часовен, над ним верхние оконные проемы
- мозаичный каменный узор
- ценные скульптуры

ПРОВАНС

Многонефная зальная церковь:
- средний неф с продольным цилиндрическим сводом
- боковой неф с продольным цилиндрическим или крестовым сводом
-слегка наклонная каменная крыша на своде без стропильной фермы
Базилика:
Средний неф с цилиндрическим сводом, круглым или стрельчатым, узкий
- верхние оконные проемы часто только с одной стороны
- боковые нефы узкие со сводами
- поперечные балки и купол над средокрестием одной со средним нефом высоты
- восточные сооружения низкие, отделены арочной стеной
- скульптурные украшения порталов по римским образцам
- многочисленные подражающие античным, хорошо скопированные декоративные детали
Однонефная зальная церковь:
- стрельчатый бочарный свод с подпружными арками
- рядное (по обе стороны среднего нефа) расположение часовен (Оранж; ср. юго-западная Франция, Л'Эскаль-Дьё)
- многоугольные апсиды с арками, пилястрами и колоннами
- башни над средокрестием
- крытые крестовые ходы, часто со скульптурным украшением

ЮГО-ЗАПАДНАЯ ФРАНЦИЯ

Видно смешение архитектурных форм соседних с ней территорий. До границы с западной Испанией преобладает многонефная зальная церковь:
- столбы с тонкими колоннами, переходящими в гурты продольного цилиндрического свода

Зал с эмпорами:
- эмпора с цилиндрическим сводом
- в Тулузе в крупной романской церкви трансепт из 3 нефов с эмпорами
- обход хоров с венком часовен
- квадратные столбы с полуколонными контрфорсами
- скульптуры на капителях и порталах

Базилика в единичных случаях:
- крестообразный план
- продольный цилинд. свод в среднем и боковых нефах
- с верх. окнами с одной стороны

Однонефная зальная церковь:
почти всегда без поперечного здания

Многочисленные небольшие однонефные сооружения:
- здание освещено с одной стороны
- с квадратом для хоров или без
- круглая или многоугольная апсида
- иногда башня над хорами
Распространены кирпичные сооружения.

РУССИЛЬОН И КАТАЛОНИЯ

До середины XIII в. Каталония представляет собой единое целое с юго-восточной Францией. Сотни разнообразных романских церквей накладывают на этот край неповторимый раннероманский отпечаток, отличающий его от всех остальных европейских стран:
- преимущественно многонефные зальные церкви с 3 апсидами или однонефные зальные церкви с поперечным нефом павильонного типа или без него, 1-3 апсидами и башней над средокрестием
- изредка хоры в виде трилистника или обход хоров
- бочарный свод с подпружными арками или без них; сверху каменная кладка или земляное покрытие, благодаря чему каменные плиты слегка наклонной двускатной (стандартной) крыши кладутся без деревянной стропильной фермы
-открытая стропильная ферма (Тагуль)
- круглые, квадратные или члененные
столбы с контрфорсами, редко колонны
- красочные фресковые росписи
- слабо освещенные, похожие на пещеры внутренние помещения
- наружное строение приземистое, слабо члененное
- ниже крыши венок ниш
- кладка из бутового камня или квадра
- иногда крипта и большие башни
- крестовые ходы со скульптурными украшениями
Отдельные важные базилики:
- прод. бочар, свод в ср. нефе
- деревянное перекрытие (Риполь, XIX в.); освещение с одной стороны.

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ИСПАНИЯ

На основе вестготского «арте прероманико» и исламских архитектурных форм возник раннероманский мосарабский смешанный стиль; Сан-Мигуэль де Эскалада). А из общих с юго-западной Францией политических и архитектурных традиций вырастает испанский романский стиль.
К середине XI в. испанцы отвоевывают у арабов территорию до линии по рекам Эбро-Дуэро, к началу XII в. до р. Тежу, а к началу XIII в. до р. Гвадиана. В тех же масштабах распространяется на юг страны церковное строительство. В северной Испании до середины XII в. возводятся крупные и небольшие церковные сооружения, в т. ч. и такие значимые, как кафедральный собор в Хаке (ок. 1060 г.), церковь Сан-Исидоро в Леоне (1054-1067), с таким же, как у церкви Сен-Сернен в Тулузе, планом, и представляющими огромную ценность скульптурными украшениями.

Преобладает многонефная зальная церковь. Ее форма соответствует церквям Каталонии и юго-западной Франции. Особенно в Кастилии к одной или двум продольным сторонам церкви добавляются портики с аркадами и деревянные потолки или своды.

Крупные церкви позднероманского стиля и переходного периода в Леоне (Саламанка, старый кафедральный собор, с 1152; Самора, 1151-1174; Торо, с 11бО) и в Арагоне (Таррагона, с 1171; Лерида, с 1203; Уэска, нач. XIII в.) представляют базилики с крестовым сводом.

Базилики:
- тяжелые архитектурные формы
- низкие стрельч. аркады под толстыми стенами среднего нефа
- ребристые своды с мощными ребрами, гуртами и замковыми камнями
- пластические формы
- капители с фигурами и листв. орнам.

Наряду с этим продолжают существовать также зал (Ла-Корунья) и зал с эмпорами, как в Сантьяго (Коимбра).

АНГЛО-НОРМАНДСКАЯ АРХИТЕКТУРА

После победы Вильгельма I Завоевателя (битва при Гастингсе, 1066) нормандские правители начинают бурное строительство, одновременно разрушая почти все саксонские постройки. Нормандские епископы и воспитанные в римских традициях архитекторы переносят на вновь сооружаемые и восстанавливаемые здания романский архитектурный стиль Нормандии. В 1093 г. в Дареме применен крестово-реберный свод, а в Кане он был вскоре сооружен как 6-частный.

Основные черты:
- крестообразный план крупных церквей, хоры часто очень длинные
- плоское завершение хоров (Саутуэлл) или полукруглая апсида; также обход хоров (Дарем, Эли)
- часовня Девы Марии восточнее хоров добавляется лишь с XIV в.
- башни обычно квадратные; башня над средокрестием; фасад с 2 башнями; однобашенный фасад в Эли имеет германское происхождение
- полуциркульные арки; круглые столбы
- капитель, сходящаяся складками (т. н. нормандская капитель), кубическая капитель с орнаментом; типичные фризы
- 3-частная структура стен в церквях: аркады, похожий на эмпоры трифорий, световые проемы с галереей
- сильно открытые, «с выемками» внутренние каменные стены
- дерев, перекрытие или камен. Свод.

Ранний период

- неоштукатуренная каменная кладка
- крупношовная wide-jointed
- орнаментирование топором
- архивольты без украшений

Поздний период

- более качественная кладка
- одношовная fine-jointed
- богатые украшения архивольтов и капителей
- тимпанные рельефы (Эли, Барфрестон)

СЕВЕРНАЯ ИТАЛИЯ

Пьемонт, Ломбардия, Эмилия-Романья, Венеция

Древнехристианская колонная базилика без поперечного нефа и западного здания часто является образцом для раннероманских церквей Италии (и не только для них). Столбы, эмпоры и поперечное здание, выделяющееся средокрестие и двойные хоры составляют отдельные исключения. Особенности:
- 1 или 3 апсиды
- 2-мерная западная стена
- кирпич, бутовый камень или квадр
- аркадные фризы над лизенами
- венок ниш под крышей
- тонкие стены
- отдельно стоящая колокольня

В период расцвета романского стиля разнообразные формы:
- деревянное перекрытие
- травеи, иногда разделяемые висячими арками, также чередование опор, связанная система
- 2-зонное членение стен
- сводчатые (ребристые своды) церкви с эмпорами, но часто без верхних световых проемов (Милан, Сант-Амброджо)
- колонны, столбы крестового сечения со служебными колоннами
- фасады плоски, обильно члененные с порталами (с балдахином) и окнами, украшенными полосами скульптур, горизонтальными или наклонно поднимающимися карликовыми галереями (Павия)
- башня над средокрестием
- крипты часто просторные (Пьяченца)

Центрические сооружения в качестве церквей или крещален, относящихся к крупным соборным комплексам:
- 8-угольные, круглые или с 4 опорами
- также с эмпорами или обходом и несколько возвышенным центральным помещением.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИТАЛИЯ

Проторенессанс (предваряет эпоху Возрождения) - термин, введенный Якобом Буркхардтом для установления обратной связи церковных сооружений XI и XII вв. с античными формами в Тоскане и Провансе. Главным творением проторенессанса считается церковь Сан-Миньято. Вместе с соборным комплексом в Пизе это сооружение - одна из первых построек проторенессанса. Хотя план и поперечное сечение собора дальнейшего распространения не получили, аркадные галереи в верхней части фасада встречаются довольно часто: Павия, Лукка, Пистоя, Прато, Эмполи. Мраморные инкрустации становятся характерной особенностью церквей во Флоренции (кафедральный собор; баптистерий; церковь Санта-Мария Новелла и др.), Пистое, Пизе и др.

Церкви прилегающих местностей отличаются индивидуальными сочетаниями элементов романской архитектуры. Преобладает колонная базилика:

  • - 3 нефа без поперечного нефа и эмпор, открытое или плоское перекрытие
  • - монолитные колонны, круглые столбы на каменной кладке или прямоугольного сечения
  • - чередование опор
  • - открытая к среднему нефу крипта
  • - фасад без башен с базиликальным сечением
  • - отдельно стоящая кампанила
  • - бутовый камень и мелкий квадр, позже квадр и более богатые наружные украшения
  • - башня над средокрестием, обход хоров, двойные хоры, фасад с 2 башнями, поперечное здание, галерея с нишами, кирпичные постройки с карнизом из перекрещивающихся арок

В областях Марке и Абруцци многонефные зальные церкви и группа базилик с бочарным сводом с колоннами и куполом над средокрестием (Анкона).
В XI—XII вв. в архитектурном плане Рим большого значения не имеет.

 

ЮЖНАЯ ИТАЛИЯ

Апулия


В 1030 г. норманны захватывают находившееся до этого времени под византийским господством восточное побережье Италии, а позднее и весь юг страны. Норманнский дух в сочетании с местным колоритом проявляется в апулийской группе церквей, расположенных близ Бари - в Барлетте, Трани, Битонто, Трое. Довольно длительное строительство церкви Сан-Никола в Бари привело к тому, что более поздние, но быстрее строившиеся церкви в качестве примера брали тот или иной этап ее возведения.

Колонная базилика, высокая, с плоским перекрытием:
- сквозное поперечное здание, 3 высокие апсиды
- чередование опор
- эмпоры, снаружи колонные галереи над полуциркульными аркадами
- до 5 башен
- хоры с обходом (Ачеренца) и выстроенные в ряд купола (Мольфетта)
Сицилия, Кампания, Калабрия
После изгнания с Сицилии в XI в. арабов, находившихся там с 917 г., норманны стали развивать смешанный арабо-византийско-норманнский стиль. Его эклектицизм распространяется до Неаполя, а по времени вплоть до эпохи Штауфенов (с 1194).
Главными сооружениями являются кафедральные соборы на северном побережье Сицилии в городах Палермо, Чефалу, Монреале.

Колонная базилика:

  • - стрельчатые аркады и приподнятые; нет эмпор
  • - перекрытие открытое (Чефалу, Монреале) или арабское сталактитовое (Палермо, капелла Палатина)
  • - поперечное здание и высокие хоры
  • - 3 апсиды, на поперечном здании (Палермо) или перед секциями хоров (Монреале)
  • - группы башен, фасад с 2 башнями
  • - богатое украшение

 

СЕВЕРНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА

Колонизация региона и расширение епархий обусловливают в церковном строительстве зависимость от германских и романских стран. Преобладают небольшие однонефные церкви. Встречаются круглые постройки без опор и изредка с опорами. Иногда имеет место смешение форм (Словения).

 

АРХИТЕКТУРА ЦИСТЕРЦИАНЦЕВ

После того как клюнийская реформа бенедиктинцев, постепенно стихла, вновь основанный орден цистерцианцев осуществляет очередное преобразование монашества. По новым строительным правилам было сооружено почти 600 церквей. Эти политически и экономически независимые монастыри стали обрабатывать необжитую землю и приобретать земельные участки. Их церкви легко распознаются по плану и профилю. Примерно до 1150 г. правила соблюдались строго, а затем стали толковаться более широко. В некоторых странах Европы цистерцианские сооружения заложили основу для развития готики.
Базилика:
- деревянная башенка на коньке крыши вместо башни
- продольное здание с плоским перекрытием, позже с ребристым сводом
- настенные пилоны заканчиваются на половинной высоте
- поперечное здание с 2-4 замкнутыми под прямым ртом часовнями
- прямолинейное завершение хоров, за ним часовни, прямоугольный или полукруглый обход с венком часовен
- поперечно вытянутые травеи в Бургундии. В Германии сначала связанная система
- отсутствие украшений, тщательная теска камня
- крипта и эмпоры отсутствуют; аркады крестового хода на цоколе из каменной кладки
Кирпичные сооружения в Северной Европе: - кирпичная постройка.

 

ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

Наиболее значительные центрические сооружения воздвигнуты в период высокого и позднего романского стиля. Прототипами многочисленных и разнообразно трактуемых построек становятся церковь Гроба Господня в Иерусалиме, и кафедральный собор в Ахене.
Формы плана:
- круглая
- 6-, 8- и 12-угольная; также 7-угольная с 14-угольным обходом
- квадратная; крестообразная
- со вспомогательными помещениями (портик, апсиды, хоры, башня)
- квадрат с 4 вставленными опорами, особенно в замковых капеллах, которые часто были 2-этажными - двойная капелла.

ЦЕРКОВЬ-КРЕПОСТЬ

Церковью-крепостью или церковью-замком называют средневековую укрепленную церковь, снабженную толстыми опоясывающими стенами (часто обхватывающими и кладбище) с оборонительными ходами и зубцами и дополнительными оборонительными башнями. В приграничных районах и в других небольших незащищенных поселениях такая церковь предоставляет защиту мирному населению. Наиболее известными церквями-крепостями являются трансильванские (Эйбесдорф, Тартлау, Шесбург, Вурмлох, Шопберг и др.) и южнофранцузские церкви-крепости (Агд; Ле-Стез-Мари; Ройат; Монмажур), часть из которых строилась для защиты от морских разбойников. Церкви-крепости встречаются также в Швабии (Гросзаксенгейм, Мерклинген, Линцинген), в Эльзасе (Хунавир), Швейцарии (Зиттен) и Австрии (Мариазаль, Вайценкирхен).

 

АРХИТЕКТУРА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Франция

Во Франции фасады некоторых церквей уже во 2-й трети XII в. имеют выраженный раннеготический характер. Сооруженный после 1170 г. кафедральный собор в Лане представляет собой произведение ранней готики, но еще с большим числом романских деталей.

Романская первооснова форм:

- своды остаются еще 6-частными
- по-прежнему сохраняются эмпоры, поэтому стены имеют 4-зонное вертикальное членение
- составные тонкие колонны членятся кольцами на стволах
- чередование опор
- полуциркульные арки и окна и сильно пониженные стрельчатые арки
- компактные, тяжелые и объемные элементы зданий (напр., выступающие части портала, башня над средокрестием, фиалы)
- узкие и глубокие проемы в стенах

Стремление к готическим архитектурным формам проявляется в:

  • - неспокойной ритмизации фасадов
  • - ажурности башен и расположенных наискось открытых террасах на гранях башен
  • - ребристых сводах и системах раскосов
  • - отказе от чередования опор в западных пролетах,
  • - широком стремлении лишить материальности верхние части стен средних нефов
  • - трифории
  • - применении стрельчатых арок

Италия

Многоэтажности в северофранцузских церквях XII в. соответствуют в северной и, особенно, в центральной Италии многоярусные пространственные ниши в фасадах, в то время как внутренние стены среднего нефа в центральной Италии остаются нерасчлененными или инкрустированными. Крестово-реберные своды и эмпоры сооружаются только на севере страны. Французские цистерцианцы одним махом внедряют архитектонический язык форм французской готики в Ломбардии и Тоскане. Переходные формы характерны для Сант-Андреа в Верчелли и эклектической церкви Сант-Антонио в Падуе.

Германия

В Германии отход от романского канона происходит позже. Сооружения в романском стиле возводятся до середины XIII в., хотя все чаще применяются и такие, типично готические, элементы, как стрельчатая арка, а за образец берется, особенно в Рейнской области, архитектура французских церквей. Норманнская стержневая система входит в употребление сначала в Саксонии (Магдебург, 1209). Особое влияние на германскую архитектуру оказывает Лан: 4-зонное членение стен в Лимбурге; башни по ланскому образцу в Бамберге, Наумбурге, предположительно, и в Вюрцбурге. В последней ”барочной” фазе романского стиля западная стена с фланкирующими башнями превращается в исключительно богато члененный фасад, а окна приобретают форму веера, трилистника, замочной скважины.

Базилика с эмпорами:

- связанная система
- крестово-реберный свод
- окна в форме трилистника, замочной скважины, веера, круглые с розеткой и без
- капитель в виде стебля с почками
- хоры с богатым членением
- западный фасад богато расчленен
- крипта
- украшенный скульптурами леттнер

Многонефная церковь особенно в Вестфалии

Англия

Английский переходный стиль приходится на период между 1175 и 1200 гг. и приводит к появлению ”раннеанглийской готики”.

 

 






Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы


----------------------------





Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Исламское искусство в Испании Готика - архитектура и история стиля »


¬???? ¬???