Романская архитектура

-  ”клановые монастырские церкви” с 2 западными башнями и доминирующей эмпорой образуют, начиная с XII в., особую венгерскую форму (Акош, Капорнак, Печ), с XIII в. имеют сводчатое перекрытие и украшаются великолепными архитектурными орнаментами верхнерейнского, бамбергского и нормандского происхождения (Як, Лебень, Шамбек).


РЕФОРМЫ МОНАСТЫРЯ ХИРСАУ

С 1079 г. бенедиктинский монастырь в Хирсау становится центром реформаторских идей аббатства Клюни 200 бенедиктинских монастырей на территории с населением, говорящем по-немецки. Многие из этих сооружений в духе идей Хирсау, обусловленных реформированной литургией. Однако часто доминируют и местные традиции, Поэтому понятие «архитектурная школа Хирсау не является бесспорным.
Колонная базилика
- западный фасад с двумя башнями
- предцерковь на западе
- плоское перекрытие
- поперечное здание на востоке
- прямоугольное (редко) или апсиди-альное завершение хоров


- 5-частные ступенчатые хоры
- «бенедиктинские хоры», т. е. открытые в сторону боковых помещений
- выделяющееся средокрестие = chorus major
- восточная травея продольного здания со столбами и алтарной преградой = chorus minor
- примыкающие западные травеи с колоннами
- немногочисленные  декоративные формы
- нет крипты, эмпоры, вестверка


ТЕРРИТОРИЯ МЕЖДУ РЕЙНОМ И ЛУАРОЙ (кроме Бургундии и Нормандии)

В регионе резиденции Карла Великого (Ахен), на территории салических королей (Верхний Рейн) и династии Штауфенов, а также в коронной земле Франции в период позднего Средневековья образуется ядро художественного развития Западной Европы с общими тенденциями. Преобладает крестообразная базилика:
- связанная система, также поперечно-вытянутая форма травеи (аббатство Мария Лах)
- выделяющееся средокрестие
- поперечное здание
- «вертикализм» (Шпейер.)

; в период перехода к готике и 4-зонное
- сразу же или (как в зданиях с плоским перекрытием XI и XII вв.) позже сооружаются полные своды
По образцу Хирсау
-2-й 3-зонное членение стен: разделяющая аркада - эмпора (редко) - верхние световые проемы
- столбы квадратные с полукруглыми контрфорсами или крестообразные
- чередование столбов и опор
- также колонная базилика
- только полуциркульные арки
- завершение хоров полукруглое
- декоративные арки часто опираются на колонны
- кубическая капитель
- полуциркульный фриз, лизены
- карликовые галереи, сначала в Трире
- скульптурные украшения
- фасады часто с двумя башнями
- у крупных церквей группы башен
- крипта часто очень просторная
Самобытностью отличаются: 1) территория в низовье и верховье Рейна; 2) бассейн реки Маас; 3) бассейн реки Шельда; 4) Эльзас; 5) территория вокруг бассейна Сены. Вокруг бассейна Мааса доминируют влияния Рейнской области; в бассейнах Шельды и Сены они смешиваются с нормандскими элементами.
Низовье Рейна и бассейн Мааса
в Средние века практически единое культурное пространство. В епархиях Кельна, Трира, Люттиха, Утрехта хотя и появляются разнообразные формы, доминируют нижнерейнские строительные схемы. Пример для оттонского периода: Нивель, церковь Св. Гертруды, освящена в 1046 г. Она с 2 хорами, но имеет, как восточные оттонские крупные постройки (Хильдесгейм), 2 поперечных нефа и плоское перекрытие; при этом квадратное средокрестие не является модулем для плана, а боковые нефы, поперечные здания, средний неф эшелонированы по высоте.
Застывших форм не было и в конце XI, и в XII в. Только два примера из великого множества: Маастрихт демонстрирует свой вариант связанной системы, Мария Лах - поперечно вытянутые формы травеи, аналогичные бургундским (Везле). Второй великий расцвет архитектуры на территории в бассейнах Рейна и Мааса приходится на период правления династии Штауфенов с середины XII в. (Трир, собор, западное здание; Мюнстерейфель; Кельн, Санкт-Андреас, Санкт-Мартин; Шварцрейндорф, двойная часовня; Нейс, Санкт-Квирин; Майнц, собор, западные хоры; и др.).


<< -- | Страница 7 из 20 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Исламское искусство в Испании Готика »