Готика


ЭПОХИ ГОТИКИ.


1. Переход от романского стиля к готическому. Во Франции он начинается приблизительно в середине XII в. , в Англии в 1175 г., а в Германии после 1200 г.
Зрелая готика.
2. Изменения в политической жизни (становление Франции как крупнейшего государства в Европе в результате сильной, сосредоточенной в одних руках королевской власти), в общественной жизни (развитие городской буржуазии) и философии (схоластика) создали новую картину мира, что нашло художественное проявление в сооружении и декорации соборов XIII и XIV вв. Французская программа строительства соборов добивается признания в Европе (путем обмена специалистами ремесленных объединений), что ведет к унификации архитектуры в Европе.
Поздняя готика.
3. XIV в. , ознаменовавшийся эпидемиями и войнами, портретом которого в духовном плане является мистика, а в общественном - господство буржуазии, снова создает особые национальные архитектурные формы, где предпочтение отдается церквам для проповедей и часовням для частных молебнов. Все большее внимание уделяется декору. К 1400 г. и позже прекращается строительство незаконченных крупных сооружений. Изобразительное искусство порывает с привязкой к церковной архитектуре и становится самостоятельным.


Национализация Европы:
Германия.
В Германии из-за продолжительной борьбы между императором и папой разрушается единство государства и церкви, Князья усиливают свою власть, духовное и политическое первенство Германии постепенно разваливается во время правления последних представителей династии Штауфенов и заканчивается в период междуцарствия после смерти Фридриха II (1250). В результате распадается и культурное единство Европы. Но через сотню лет при Карле IV (1347-1378) ситуация снова нормализуется, однако расцвет культуры ограничивается теперь национальной территорией.
Италия.
После падения Штауфенов Италия распадается на ряд отдельных государств, изнемогающих от противоборства между гибеллинами и гвельфами. Их княжеские роды воспринимают готику как нечто чужое и уже в готическую эпоху создают основы Ренессанса.
Испания.
Испания раздроблена на несколько королевских домов, к тому же часть ее по-прежнему находится под властью арабов.
Англия.
Расширение французской коронной земли вынуждает Англию вести в течение более двух столетий войны, связанные с ее притязаниями на наследство во Франции. Во внутриполитическом отношении страна стремится к созданию демократии в ее ранней форме (Великая Хартия вольностей от 1215 г., образование парламента в 1275 и 1295 гг.).
Франция.
Новая звезда восходит над Францией. Усилия Капетингов (987-1328) к достижению политического единства страны, не дававшие каких-либо ощутимых результатов вплоть до XII в., в XIII в. увенчались наконец успехом. В1214 г. Филипп II Август (1180-1223) одерживает в битве при Бунине победу над англичанами и их германским союзником Отгоном IV. Последний был также и соперником Фридриха II Штауфена в борьбе за титул императора Священной Римской империи. Филипп делает щедрый жест и посылает захваченный им в битве при Бувине герб Германской империи (имперский орел) находящемуся в стесненных обстоятельствах Фридриху, который вообще не принимал участия в победе. Этот шаг способствовал, с одной стороны, признанию в последний раз
императорской династии Штауфенов, а с другой - усилению французского влияния на Германию. Филипп N Красивый изгоняет римских пап в Авиньон - «вавилонский плен» по выражению Петрарки - и одним махом решает проблемы, которые в значительной мере способствовали краху германских императоров. В середине XV в. Франция окончательно освобождается от английских территориальных притязаний, что ведет к невиданному усилению национального самосознания.
Ордены.
Тем временем внутри Франции идет процесс развития крупных монашеских орденов. В сельской местности они учат ведению земледелия, а в монастырских школах - Семи свободным —> искусствам. Здесь церковь никогда столь сильно, как в Германии, не влияла на светскую власть, именно она способствовала тем духовным переменам, которые найдут свое внешнее проявление в искусстве готики. При этом всегда сохранялись действенными связи между притязаниями короны на власть и намерениями церкви.
Перемены во взглядах
Сугерий, настоятель аббатства Сен-Дени в 1122-1151 гг., является также другом короля и регентом страны. Ему мы обязаны новыми представлениями об архитектуре и значении кафедрального собора.
Ведущими представителями схоластики (новой философии) являются доминиканец Фома Аквинский и ставший позже бенедиктинцем Абеляр. Они преподают в основанном около 1200 г Парижском университете, где осуществляется энциклопедический сбор современных знаний. Они разрабатывают новый метод, чтобы диалектическим путем
Во всей Европе происходят радикальные изменения. В Германии постепенно исчезает имперское мировоззрение людей: «Бог - император -уверенность*. Под сенью вновь построенных городов гражданин находит благополучие, образование и эмансипацию.
В Италии Франциск Ассизский притязаниям власти на абсолютность противопоставляет тезис «человека-брата». Бернар Клервоский пишет горькие слова о старой магии апотропейного изображения демона, попытках изгнания злых сил путем образного представления их на фасадах и капителях.
Призывы римских пап и монашеских орденов к крестовым походам (при всей пагубности этих предприятий с политической и человеческой точек зрения) активизируют межевропейский культурный обмен. Крестоносцы были представителями многих европейских наций; они сознают сходство своих духовных и общественных проблем и после возвращения в родные страны проявляют готовность принять и нести в жизнь идеи нового духа и новых художественных форм готики.
В своих лишениях и неуверенности в завтрашнем дне человек ощущает все большее доверие к Богу и святым. К 1300 г. мощным движением, противостоящим схоластике, становится мистицизм. Вместо доказательств существования Бога мистики стремятся к его познанию путем «очищения -освящения - слияния», т. е. способом прямого доступа к Богу, соединения с Ним в единое целое.
Местом, в котором находят отражение все эти изменения в мире и перемены мировоззрения, становится кафедральный собор,
На обрамлении дверей и окон и на архивольтах соборов в Шартре и других местах выстраиваются в ряд все те образы и аллегории, которые служат схоластике для доказательства и тождества ее истин: Аристотель и сивиллы, пророки, апостолы и отцы церкви, Семь свободных искусств, добродетели и пороки, знаки зодиака и работы по временам года, а среди святых - Фома Бекет, современный мученик.
Гражданин, уделяющий все большее внимание внутреннему оборудованию дома Божьего, добавляет к изображениям своих святых новую, до сих пор невиданную «человечность». Пьета и картины со сценами милосердия изображают Христа во всей жалкости страданий. Вместо принятой раньше короны на голове распятого - терновый венец. А из экстатических проявлений мистиков возникают картины и скульптуры девы Марии, пронизанные бесконечной нежностью.
Кафедральный собор раннего периода является также и символом новой власти французских королей. Еще в то время, когда королевская власть распространялась только на Иль-де-Франс, некоторые гениальные архитекторы этой исторической области и расположенных по соседству Шампани и Пикардии открыли изобретением каркасной системы абсолютно новую страницу в истории, зодчества: конструктивное соединение элементов здания и реберного свода. Точно так же как из Парижа - центра страны - исходят импульсы, направленные на унификацию империи и королевское влияние, так и отсюда начинает распространяться по всей Франции культовая готика. В ходе этого процесса кафедральный собор становится зримым свидетельством королевской претензии на господство, истоки которой через прародителей Карла Великого ведут к римским императорам. Когда-то подобные идеи германской императорской власти нашли свое легитимное подтверждение в императорских соборах. В XIII в. появление королевской галереи на фасаде и предназначение кафедрального собора как места коронации (Реймс) и усыпальницы королей (Сен-Дени) сделали эти взаимосвязи очевидными для всего мира,
В результате расцвета буржуазии в XIV и XV вв. образуется новая общественная прослойка со своим сословным самосознанием. Соборы возводят уже не по принуждению, а в свободном сотрудничестве и с новыми целями: как символ города и помещение для собрания членов общины, а также как место, где цеховая гордость проявляется в богатстве убранства, а элитарность состоятельных людей - в личных часовнях. Одновременно архитекторы, художники и отдельные граждане сбрасывают с себя покрывало анонимности раннего средневековья и продлевают тем самым свою личную значимость в этом мире картинами с изображением жертвователей и памятными надписями.
Несмотря на все изменения, схема базилики французского типа остается в принципе прежней, но отдельные помещения уже не выстраиваются в последовательную цепочку, как в романском стиле, а все больше и больше компануются в единое помещение. Этого удается достичь благодаря отказу от чередования главных и вспомогательных опор в аркадной зоне, которым нередко соответствовал б-частный свод. При этом решающую роль играет противоречивость между задуманной архитектурной формой и возможностями для ее реализации. Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика на пути поиска своего архитектонического выражения, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают готическому сооружению особый внешний вид и устойчивость. И то, и другое не являются изобретениями готики: как каркасная система, так и ребристый свод встречаются уже в романской архитектуре (Дарем). Стрельчатая арка имеет арабское происхождение и также известна в романской архитектуре (Бургундия, Пуату, Прованс). Она позволяет сооружать арки с различной шириной пролета при неизменной высоте замка арки. Это создало предпосылку для сооружения сводов с ребрами и нервюрами над прямоугольными помещениями и пространственными элементами здания. Только предпочтительное применение именно этих конструкций могло привести в позднем средневековье к достижению желаемой архитектурной формы. «Новый стиль возникает тогда, когда этого требует изменившееся духовное самосознание» (Дехио).
Вытянутые в поперечном направлении пролеты нефа поддерживаются аркадными столбами одинаковой толщины. Пилястры, устроенные на 4-угольных колоннах, проходят от пола к пяте свода и продолжаются в нервюрах до замковых точек свода, как правило, 4-часгаого. Они образуют внутреннюю каркасную систему, на которую перетекает тяжесть свода. Непрерывное выстраивание в ряд шатровых пролетных конструкций создает впечатление плавного продвижения внутреннего пространства с запада на восток. Наружная каркасная система состоит из венца контрфорсов, от которых к нефу перекидываются аркбутаны. Отяжеленные фиалами, они оказывают сопротивление боковому распору в местах, где требуется особая прочность конструкции. Необходимость в каменной стене для принятия статической нагрузки почти отпадает.
Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов - розетками. Они являются носителями картин теологического содержания, но, прежде всего, источником ирреального освещения, при котором верующий «созерцает и воспринимает материальный свет как символ излияния нематериального света» (Дионисий Ареопагит).
Развитие массверка (ажурного орнамента) начинается в Реймсе вскоре после 1211 г. Многообразием форм, а также рациональной строгостью английской поздней готики он отражает меняющиеся потребности в декоре.
Унификация пространства и все более меридиональная ориентировка продольной оси здания приводят к сокращению размеров поперечных нефов (Париж, Нотр-Дам). Правда, многие базилики сохраняют выступающий поперечный неф, а у очень длинных сооружений в Англии наблюдается и самый большой вылет поперечных нефов. Испания и германская особая готика почти полностью отказываются от поперечных нефов.


<< -- | Страница 2 из 12 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Романская архитектура Готика в Англии »