Готика

В Германии романский стиль держится почти до середины XIII в. Однако там, где появляются первые веяния французской готики, готические сооружения сочетают в себе необычные для Франции элементы. Церковь Санкт-Элизабет в Марбурге - многонефное сооружение с 3-апсидными хорами еще рейнской позднероманской архитектуры, а церковь Либфрауэнкирхе в Трире - это готическое центрическое сооружением с романским элементом башни, Как и во Франции, башня над средокрестием вскоре исчезает.
Полностью французскую соборную готику в Германии переняли лишь несколько крупных сооружений, В Бамберге и Наумбурге возводят башни по ланскому образцу. Прорыв происходит лишь при сооружении Кельнского собора, 1248 (прототипы: соборы в Амьене и Бове). При этом язык готики распространяется - в первую очередь благодаря цистерцианцам - до Богемии, Польши, Венгрии и Югославии. На территориях восточнее Рейна работают и французские архитекторы, а Карл IV даже назначил в 1344 г. архитектором Пражского собора Матвея из Арраса, Однако черты германской особой готики заметны уже на западном фасаде собора в Страсбурге. Со временем в германской особой готике все больше проявляются и упрощения, и обогащения по сравнению с французской системой.

Упрощения:
- план: отказ от обхода хоров и венка часовен
- вертикальная проекция стен: отказ от трифория; ср. Реймс и Фрайбург
- столбы: 8-угольные или круглые вместо составных
- из-за одинаковой высоты нефов базиликальная система преобразуется в зальную церковь
- одна башня вместо 2-башенного фасада
- почти полный отказ от вимпергов (по Страсбургу и Кельну) Обогащения (особенно в поздней готике):
- свод: звездчатый, сетчатый, петельный (с изогнутыми нервюрами)
- арки: килевидная и в виде занавеса
- столбы: витые (похожие на штопор) служебные колонны и нервюры
Среди германских церквей с невыраженным стилем различают:
1. Многонефную зальную церковь с равновысокими нефами
2. Церковь нищенствующих орденов
3. Кирпичные сооружения

 

 

???154стр.

членение стен


1 Лан. 4-зонное членение стен переходного периода: аркада - эмпоры -трифорий - верхние световые проемы
2 Париж, 4-зонное членение стен ранней готики с эмпорами и 2 зонами окон; в высокой готике сокращено до 3 зон с эмпорами путем объединения обеих оконных зон в высокие окна
3 Реймс. 3-зонное членение стен в законченной французской схеме кафедрального собора: аркада - трифорий - верхние световые проемы. Отказ от эмпор
4 Бове. Большая аркада благодаря оптическому объединению верхних световых проемов и трифория
5 Фрайбург. 2-зонное членение стен благодаря отказу от трифория. Сокращенная французская схема кафедрального собора, германская особая готика
6 Эйг-Морт. 2-зонное членение стен в традициях южно-французской романской архитектуры
КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА И ХОРОВ
К концу ранней и во время высокой готики особенно сложными становятся формы хоров. Поздняя готика, напротив, стремится к упрощению и унификации формы церковного здания, это особенно заметно на примере многонефных и однонефных церквей. Сходные тенденции видны и в других архитектурных стилях, в первую очередь, в позднем барокко. Правда, упрощенные архитектурные формы сопровождаются все возрастающей, часто буйно, сложностью, даже гротескностью декора и композицией свода, которая проявляется во Франции и Германии, но особенно в Испании, Португалии и Англии.


<< -- | Страница 4 из 12 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Романская архитектура Готика в Англии »