Опубликовано: Январь 19, 2008

Готика - архитектура и история стиля

Готику можно условно разбить на 3 эпохи. Они начинаются и заканчиваются в разных европейских странах с некоторыми сдвигами по времени.

ЭПОХИ ГОТИКИ.

1. Переход от романского стиля к готическому. Во Франции он начинается приблизительно в середине XII в. , в Англии в 1175 г., а в Германии после 1200 г.

Зрелая готика.

2. Изменения в политической жизни (становление Франции как крупнейшего государства в Европе в результате сильной, сосредоточенной в одних руках королевской власти), в общественной жизни (развитие городской буржуазии) и философии (схоластика) создали новую картину мира, что нашло художественное проявление в сооружении и декорации соборов XIII и XIV вв. Французская программа строительства соборов добивается признания в Европе (путем обмена специалистами ремесленных объединений), что ведет к унификации архитектуры в Европе.

Поздняя готика.

3. XIV в. , ознаменовавшийся эпидемиями и войнами, портретом которого в духовном плане является мистика, а в общественном - господство буржуазии, снова создает особые национальные архитектурные формы, где предпочтение отдается церквам для проповедей и часовням для частных молебнов. Все большее внимание уделяется декору. К 1400 г. и позже прекращается строительство незаконченных крупных сооружений. Изобразительное искусство порывает с привязкой к церковной архитектуре и становится самостоятельным.

Национализация Европы:

Германия.


В Германии из-за продолжительной борьбы между императором и папой разрушается единство государства и церкви, Князья усиливают свою власть, духовное и политическое первенство Германии постепенно разваливается во время правления последних представителей династии Штауфенов и заканчивается в период междуцарствия после смерти Фридриха II (1250). В результате распадается и культурное единство Европы. Но через сотню лет при Карле IV (1347-1378) ситуация снова нормализуется, однако расцвет культуры ограничивается теперь национальной территорией.

Италия.

После падения Штауфенов Италия распадается на ряд отдельных государств, изнемогающих от противоборства между гибеллинами и гвельфами. Их княжеские роды воспринимают готику как нечто чужое и уже в готическую эпоху создают основы Ренессанса.

Испания.

Испания раздроблена на несколько королевских домов, к тому же часть ее по-прежнему находится под властью арабов.

Англия.

Расширение французской коронной земли вынуждает Англию вести в течение более двух столетий войны, связанные с ее притязаниями на наследство во Франции. Во внутриполитическом отношении страна стремится к созданию демократии в ее ранней форме (Великая Хартия вольностей от 1215 г., образование парламента в 1275 и 1295 гг.).

Франция.

Новая звезда восходит над Францией. Усилия Капетингов (987-1328) к достижению политического единства страны, не дававшие каких-либо ощутимых результатов вплоть до XII в., в XIII в. увенчались наконец успехом. В1214 г. Филипп II Август (1180-1223) одерживает в битве при Бунине победу над англичанами и их германским союзником Отгоном IV. Последний был также и соперником Фридриха II Штауфена в борьбе за титул императора Священной Римской империи. Филипп делает щедрый жест и посылает захваченный им в битве при Бувине герб Германской империи (имперский орел) находящемуся в стесненных обстоятельствах Фридриху, который вообще не принимал участия в победе. Этот шаг способствовал, с одной стороны, признанию в последний раз императорской династии Штауфенов, а с другой - усилению французского влияния на Германию. Филипп II Красивый изгоняет римских пап в Авиньон - «вавилонский плен» по выражению Петрарки - и одним махом решает проблемы, которые в значительной мере способствовали краху германских императоров. В середине XV в. Франция окончательно освобождается от английских территориальных притязаний, что ведет к невиданному усилению национального самосознания.

Ордены

Тем временем внутри Франции идет процесс развития крупных монашеских орденов. В сельской местности они учат ведению земледелия, а в монастырских школах - Семи свободным —> искусствам. Здесь церковь никогда столь сильно, как в Германии, не влияла на светскую власть, именно она способствовала тем духовным переменам, которые найдут свое внешнее проявление в искусстве готики. При этом всегда сохранялись действенными связи между притязаниями короны на власть и намерениями церкви.

Перемены во взглядах

Сугерий, настоятель аббатства Сен-Дени в 1122-1151 гг., является также другом короля и регентом страны. Ему мы обязаны новыми представлениями об архитектуре и значении кафедрального собора.

Ведущими представителями схоластики (новой философии) являются доминиканец Фома Аквинский и ставший позже бенедиктинцем Абеляр. Они преподают в основанном около 1200 г Парижском университете, где осуществляется энциклопедический сбор современных знаний. Они разрабатывают новый метод, чтобы диалектическим путем
Во всей Европе происходят радикальные изменения. В Германии постепенно исчезает имперское мировоззрение людей: «Бог - император -уверенность*. Под сенью вновь построенных городов гражданин находит благополучие, образование и эмансипацию.

В Италии Франциск Ассизский притязаниям власти на абсолютность противопоставляет тезис «человека-брата». Бернар Клервоский пишет горькие слова о старой магии апотропейного изображения демона, попытках изгнания злых сил путем образного представления их на фасадах и капителях.

Призывы римских пап и монашеских орденов к крестовым походам (при всей пагубности этих предприятий с политической и человеческой точек зрения) активизируют межевропейский культурный обмен. Крестоносцы были представителями многих европейских наций; они сознают сходство своих духовных и общественных проблем и после возвращения в родные страны проявляют готовность принять и нести в жизнь идеи нового духа и новых художественных форм готики.

В своих лишениях и неуверенности в завтрашнем дне человек ощущает все большее доверие к Богу и святым. К 1300 г. мощным движением, противостоящим схоластике, становится мистицизм. Вместо доказательств существования Бога мистики стремятся к его познанию путем «очищения -освящения - слияния», т. е. способом прямого доступа к Богу, соединения с Ним в единое целое.

Местом, в котором находят отражение все эти изменения в мире и перемены мировоззрения, становится кафедральный собор. На обрамлении дверей и окон и на архивольтах соборов в Шартре и других местах выстраиваются в ряд все те образы и аллегории, которые служат схоластике для доказательства и тождества ее истин: Аристотель и сивиллы, пророки, апостолы и отцы церкви, Семь свободных искусств, добродетели и пороки, знаки зодиака и работы по временам года, а среди святых - Фома Бекет, современный мученик.

Гражданин, уделяющий все большее внимание внутреннему оборудованию дома Божьего, добавляет к изображениям своих святых новую, до сих пор невиданную «человечность». Пьета и картины со сценами милосердия изображают Христа во всей жалкости страданий. Вместо принятой раньше короны на голове распятого - терновый венец. А из экстатических проявлений мистиков возникают картины и скульптуры девы Марии, пронизанные бесконечной нежностью.

Кафедральный собор раннего периода является также и символом новой власти французских королей. Еще в то время, когда королевская власть распространялась только на Иль-де-Франс, некоторые гениальные архитекторы этой исторической области и расположенных по соседству Шампани и Пикардии открыли изобретением каркасной системы абсолютно новую страницу в истории, зодчества: конструктивное соединение элементов здания и реберного свода. Точно так же как из Парижа - центра страны - исходят импульсы, направленные на унификацию империи и королевское влияние, так и отсюда начинает распространяться по всей Франции культовая готика. В ходе этого процесса кафедральный собор становится зримым свидетельством королевской претензии на господство, истоки которой через прародителей Карла Великого ведут к римским императорам. Когда-то подобные идеи германской императорской власти нашли свое легитимное подтверждение в императорских соборах. В XIII в. появление королевской галереи на фасаде и предназначение кафедрального собора как места коронации (Реймс) и усыпальницы королей (Сен-Дени) сделали эти взаимосвязи очевидными для всего мира.

В результате расцвета буржуазии в XIV и XV вв. образуется новая общественная прослойка со своим сословным самосознанием. Соборы возводят уже не по принуждению, а в свободном сотрудничестве и с новыми целями: как символ города и помещение для собрания членов общины, а также как место, где цеховая гордость проявляется в богатстве убранства, а элитарность состоятельных людей - в личных часовнях. Одновременно архитекторы, художники и отдельные граждане сбрасывают с себя покрывало анонимности раннего средневековья и продлевают тем самым свою личную значимость в этом мире картинами с изображением жертвователей и памятными надписями.

Несмотря на все изменения, схема базилики французского типа остается в принципе прежней, но отдельные помещения уже не выстраиваются в последовательную цепочку, как в романском стиле, а все больше и больше компануются в единое помещение. Этого удается достичь благодаря отказу от чередования главных и вспомогательных опор в аркадной зоне, которым нередко соответствовал б-частный свод. При этом решающую роль играет противоречивость между задуманной архитектурной формой и возможностями для ее реализации. Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика на пути поиска своего архитектонического выражения, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают готическому сооружению особый внешний вид и устойчивость. И то, и другое не являются изобретениями готики: как каркасная система, так и ребристый свод встречаются уже в романской архитектуре (Дарем). Стрельчатая арка имеет арабское происхождение и также известна в романской архитектуре (Бургундия, Пуату, Прованс). Она позволяет сооружать арки с различной шириной пролета при неизменной высоте замка арки. Это создало предпосылку для сооружения сводов с ребрами и нервюрами над прямоугольными помещениями и пространственными элементами здания. Только предпочтительное применение именно этих конструкций могло привести в позднем средневековье к достижению желаемой архитектурной формы. «Новый стиль возникает тогда, когда этого требует изменившееся духовное самосознание» (Дехио).

Вытянутые в поперечном направлении пролеты нефа поддерживаются аркадными столбами одинаковой толщины. Пилястры, устроенные на 4-угольных колоннах, проходят от пола к пяте свода и продолжаются в нервюрах до замковых точек свода, как правило, 4-часгаого. Они образуют внутреннюю каркасную систему, на которую перетекает тяжесть свода. Непрерывное выстраивание в ряд шатровых пролетных конструкций создает впечатление плавного продвижения внутреннего пространства с запада на восток. Наружная каркасная система состоит из венца контрфорсов, от которых к нефу перекидываются аркбутаны. Отяжеленные фиалами, они оказывают сопротивление боковому распору в местах, где требуется особая прочность конструкции. Необходимость в каменной стене для принятия статической нагрузки почти отпадает.

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов - розетками. Они являются носителями картин теологического содержания, но, прежде всего, источником ирреального освещения, при котором верующий «созерцает и воспринимает материальный свет как символ излияния нематериального света» (Дионисий Ареопагит).

Развитие массверка (ажурного орнамента) начинается в Реймсе вскоре после 1211 г. Многообразием форм, а также рациональной строгостью английской поздней готики он отражает меняющиеся потребности в декоре.

Унификация пространства и все более меридиональная ориентировка продольной оси здания приводят к сокращению размеров поперечных нефов (Париж, Нотр-Дам). Правда, многие базилики сохраняют выступающий поперечный неф, а у очень длинных сооружений в Англии наблюдается и самый большой вылет поперечных нефов. Испания и германская особая готика почти полностью отказываются от поперечных нефов.

Большим изменениям подвергаются и хоры. Крипты уже не сооружаются, поэтому в высоту помещение увеличивается не намного, но расширяется далеко за пределы средокрестия, становится многонефным как продольное здание и образует простые или двойные обходы с капеллами. В романской архитектуре радиальные капеллы сильно выступали наружу как изолированные закругления. Готика же все больше и больше связывает их в венец многоугольников, своды которых сливаются со сводами обхода. В позднеготических многонефных церквах, главным образом, в Южной Германии они совсем не выступают наружу или полностью отсутствуют, уступив место многоугольному завершению апсид. Часто прихожан отделяет от клира и леттнер, сооружаемый в направлении к среднему нефу.

Многообразие форм романских капителей сокращается до ранней почкообразной капители, преобразующей ионические волюты в растительные мотивы, а затем до популярной, особенно в Англии, тарелочной капители и с лиственным орнаментом. В XIII и XIV вв. листья, схематически представляемые в виде выпуклостей, просто свободно прикрепляются к чаше капители. Аналогичные этапы эволюции проходят также краббы и крестоцветы. Поздняя готика часто вообще отказывается от капители.

Иконографическую программу цикла картин из камня и стекла составляют представители просвещенного духовенства. Специалисты, проектирующие и осуществляющие строительство, являются мирянами. Начиная с XIII в. группы камнетесов и строителей создают свои собственные ремесленные объединения («Баухютте») со строгим уставом, Во главе стоит мастер и его представитель, оберегающие также в тайне используемые художественные и технические приемы. Когда строители из разных мест собираются на новых площадках, они, естественно, обмениваются накопленным опытом, что способствует унификации европейского соборного строительства.

Во Франции наряду с ”национальной” схемой собора возникают и региональные архитектурные типы сооружений:

1. Иль-де-Франс: Сен-Дени и по его образцу, включая Нотр-Дам.

2. Шампань: Сен-Реми в Реймсе (хоры), Шалон, Нойон под Реймсом, собор.

3. Нормандия: романские выкружки в стенах готической формы. Верхние световые проемы в наружной оболочке каменных стен, внутренняя оболочка из рядов арок. Эмпоры. Открытые внутри башни над средокрестием с 8- или 12-частными ребристыми куполами.

4. Бургундия заимствует у Нормандии членение стен и открытую башню над средокрестием. Часто многоугольное завершение хоров без обхода. Готика цистерцианцев: незначительное разъединение стен и мало архитектурного членения. Готовит почву для церквей итальянских и германских нищенствующих орденов.

5. Анжу («стиль Плантагенетов»), бассейн реки Лауры:
- многонефные церкви с 3 нефами одинаковой высоты, редко монументальные
- однонефные зальные церкви без членения стен со стрельчатыми окнами; 8-частные с пазухами поля сводов с тонкими нервюрами, отделенных от соседних пролетов тонким круглым стержнем вместо широкого гурта («анжуйский свод»). Влияние на Вестфалию
6. Южная Франция: однонефные зальные церкви с многоугольными хорами без обхода, низкие вставные капеллы между контрфорсами, над ними зона окон. Или залы с висячими арками между столбами.

Благодаря реформистским и нищенствующим орденам, проповедующим близкую народу заботу о спасении души, появляются церкви миноритов (францисканцев, капуцинов, доминиканцев и др.). Это преимущественно так называемые городские церкви. Их подчеркнутая скромность является выражением обета монахов соблюдать бедность как высшую степень смирения и одновременно протеста против роскоши кафедральных соборов и монастырских церквей. В Италии - это первые и наиболее часто встречающиеся образцы готики. Обширные пространственные размеры готических церквей сохраняются вплоть до Возрождения. Германские церкви миноритов являются соединительным звеном между восточнороманской и позднеготической архитектурой. А в Южной Германии, Тироле, Восточной Швейцарии и кантоне Граубюнден эти церкви становятся прототипом для сотен сельских однонефных зальных церквей.

В Германии романский стиль держится почти до середины XIII в. Однако там, где появляются первые веяния французской готики, готические сооружения сочетают в себе необычные для Франции элементы. Церковь Санкт-Элизабет в Марбурге - многонефное сооружение с 3-апсидными хорами еще рейнской позднероманской архитектуры, а церковь Либфрауэнкирхе в Трире - это готическое центрическое сооружением с романским элементом башни, Как и во Франции, башня над средокрестием вскоре исчезает.

Полностью французскую соборную готику в Германии переняли лишь несколько крупных сооружений, В Бамберге и Наумбурге возводят башни по ланскому образцу. Прорыв происходит лишь при сооружении Кельнского собора, 1248 (прототипы: соборы в Амьене и Бове). При этом язык готики распространяется - в первую очередь благодаря цистерцианцам - до Богемии, Польши, Венгрии и Югославии. На территориях восточнее Рейна работают и французские архитекторы, а Карл IV даже назначил в 1344 г. архитектором Пражского собора Матвея из Арраса, Однако черты германской особой готики заметны уже на западном фасаде собора в Страсбурге. Со временем в германской особой готике все больше проявляются и упрощения, и обогащения по сравнению с французской системой.

Упрощения:
- план: отказ от обхода хоров и венка часовен
- вертикальная проекция стен: отказ от трифория; ср. Реймс и Фрайбург
- столбы: 8-угольные или круглые вместо составных
- из-за одинаковой высоты нефов базиликальная система преобразуется в зальную церковь
- одна башня вместо 2-башенного фасада
- почти полный отказ от вимпергов (по Страсбургу и Кельну) Обогащения (особенно в поздней готике):
- свод: звездчатый, сетчатый, петельный (с изогнутыми нервюрами)
- арки: килевидная и в виде занавеса
- столбы: витые (похожие на штопор) служебные колонны и нервюры

Среди германских церквей с невыраженным стилем различают:
1. Многонефную зальную церковь с равновысокими нефами
2. Церковь нищенствующих орденов
3. Кирпичные сооружения

Членение стен

1 Лан. 4-зонное членение стен переходного периода: аркада - эмпоры -трифорий - верхние световые проемы
2 Париж, 4-зонное членение стен ранней готики с эмпорами и 2 зонами окон; в высокой готике сокращено до 3 зон с эмпорами путем объединения обеих оконных зон в высокие окна
3 Реймс. 3-зонное членение стен в законченной французской схеме кафедрального собора: аркада - трифорий - верхние световые проемы. Отказ от эмпор
4 Бове. Большая аркада благодаря оптическому объединению верхних световых проемов и трифория
5 Фрайбург. 2-зонное членение стен благодаря отказу от трифория. Сокращенная французская схема кафедрального собора, германская особая готика
6 Эйг-Морт. 2-зонное членение стен в традициях южно-французской романской архитектуры

КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА И ХОРОВ

К концу ранней и во время высокой готики особенно сложными становятся формы хоров. Поздняя готика, напротив, стремится к упрощению и унификации формы церковного здания, это особенно заметно на примере многонефных и однонефных церквей. Сходные тенденции видны и в других архитектурных стилях, в первую очередь, в позднем барокко. Правда, упрощенные архитектурные формы сопровождаются все возрастающей, часто буйно, сложностью, даже гротескностью декора и композицией свода, которая проявляется во Франции и Германии, но особенно в Испании, Португалии и Англии.

РАННЯЯ ГОТИКА

Франция

Базилика с эмпорами:
-1137 - XIII в. Новое сооружение в Сен-Дени, Сугерий. Первое применение стрельчатой арки. Каркасная система
- крестовый ребристый свод (нормандского происхождения)
- обход хоров с венком часовен не отдельных помещений, а единое пространство, разбитое на элементы
- последующие сооружения остаются вплоть до парижского Нотр-Дама базиликами с эмпорами, часто с трифорием = 4-зонное членение (Лан, Нойон, Суассон)
- высокие стрельчатые окна без массверка
- 2-башенные фасады с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами для многочисленных кафедральных соборов
- богатая орнаментика капителей
- скульптурные украшения на порталах
- важные росписи по стеклу
Базилика без эмпор:
- Санс, кафедральный собор, 1143— 11бЗ, с 3-зонным строением стен становится образцом для больших кафедральных соборов XIII в.

Германия

В период строительства французских кафедральных соборов в Германии еще царит чистый романский или переходной стиль, когда готические формы используются для порой фантастических декораций:
- в районах среднего и нижнего течения Рейна пространственные формы, имитирующие византийские, с отдельными готическими формами (Нейс)
- в Вестфалии романско-готические церкви с куполообразными сводами, как Анжу
- 2-башенные готические фасады снова приобретают романский стиль
- период колебаний между романскими и готическими формами
- чисто готические участки сооружений в Маульброне, Магдебурге (хоры, 1220), Бамберге (врата Адама, 1235), Фрайберге (Золотые ворота, 1240)
- первые чисто готические сооружения не являются базиликами
- исключительно стрельчатые арки
- окна с массверком, без крипты
- сельские церкви остаются в романском стиле влоть до середины XIII в.

Испания

Испания периода Реконкисты придерживается до конца средневековья культурных традиций Южной Франции. С середины XII в. под влиянием цистерцианцев возникают многочисленные сооружения бургундского и южно-французского типов (однонефная зальная церковь с боковыми часовнями-нишами). Влияние Франции сказывается и появлением в Испании общин премонстрантов и картезианцев. Крупные кафедральные соборы начинают сооружать лишь в XIII в. по французским образцам высокой готики. Соприкосновение с исламом находит свое отражение, прежде всего, в декоре: фаянс, покрытые эмалью растительные мотивы, окна «целозия», похожие на минареты башни.

Италия

До 1265 г. в Италии сооружаются только инкрустированные фасады в романском стиле. Развитие архитектуры от романского стиля с византийскими веяниями до Ренессанса испытывает мягкое прикосновение готики. Цистерцианцы из Бургундии привносят архитектонический язык форм готики в Тоскану (ломбардский ребритсый свод с 1160). Нищенствующие ордены перенимают скромную архитектуру южнофранцузских и каталонских зальных типов. Фридрих II Штауфен строит в готическом стиле, лишь церковь Альтамура/Апулия. Пестро и мелко орнаментированные роскошные фасады Сиены и Орвьето кажутся, несмотря на готические элементы, довольно странными рядом с североевропейской готикой.

РАСЦВЕТ ГОТИКИ

Франция


Базилика:
- Шартр, собор (XII в. - до 1260 г.), конец ранней готики. Его 3-зонное членение стен продолжается и в период расцвета готики. Увеличение высоты арок и в меньшей степени окон
- 4-частный ребристый свод над поперечно вытянутыми пролетами
- круглые стены главных хоров, обхода с часовнями становятся многоугольными
- круглые столбы с 4 тонкими служебными колоннами превращаются в составные (пучкообразные)
- первый массверк Реймс (1211-1311)
- растущее стремление ввысь (Шартр: 36 м; Бове 48 м) требует двойных и тройных аркбутанов,
- вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн)
- массверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
- богатое скульптурное украшение порталов, фасадов; несколько меньше внутри помещений
- схема кафедральных соборов вытесняет региональные архитектурные направления

Германия

Французская базиликальная архитектурная схема в своем чистом виде реализуется только в нескольких крупных соборах (Страсбург, продольное здание, 1250-1275; Кельн, начат в 1248 г.; Прага, начат в 1344 г.). Строительство здесь осуществляют французские архитекторы или обученные мастера. Как правило, появляются сооружения «германской особой готики» с уменьшением числа французских архитектурных элементов. Так, кирпичная готика трансформирует французское членение в сплошную структуру. Типично германскими аспектами являются уменьшение числа оконных проемов в стенах, однобашенный фасад и 2-зонное членение.


Французская базиликальная архитектурная схема в своем чистом виде реализуется только в нескольких крупных соборах (Страсбург, продольное здание, 1250-1275; Кельн, начат в 1248 г.; Прага, начат в 1344 г.). Строительство здесь осуществляют французские архитекторы или обученные мастера. Как правило, появляются сооружения «германской особой готики» с уменьшением числа французских архитектурных элементов. Так, кирпичная готика трансформирует французское членение в сплошную структуру. Типично германскими аспектами являются уменьшение числа оконных проемов в стенах, однобашенный фасад и 2-зонное членение стен. Характерны и такие элементы, как ажурные крыши башен, скульптурные украшения интерьера и архитектура малых форм с четким членением (дарохранительница, купель, резной алтарь).

Испания

Во второй половине XIII в. усиливается влияние южно-французской готики (ср. Альби, Жерона):
- большие однонефные зальные церкви с многоугольным завершением хоров, часто без обхода
- прямоугольные ниши часовен в боковых стенах и стенах хоров между пилястрами (”вставные часовни”)
- большой 4-частный свод, ширина пролета в Жероне, 23 м
- также приходские и аббатские церкви с похожим планом

Италия

Италия не соглашается с архитектоническими стремлениями североевропейской готики. Архитектура этой эпохи является посредницей между родственными стилями романского и ренессансного периодов:
- Фасад часто имеет декоративные формы, но общее впечатление от него остается «итало-геометрическим; до совершенства выписанные в мраморе детали кажутся латинизированными художественными имитациями североевропейской готики (Сиена, Пиза, Спина)
- пространственное впечатление часто определяется куполом
- окна верхних проемов круглые
- полуциркульные арки сохраняются
- тонкие разделяющие стены.

ПОЗДНЯЯ ГОТИКА

Франция

Столетняя война с Англией (1337— 1475) сдерживает развитие экономики и культуры Франции. Даже на юге строится незначительное число многонефных церквей. Без изменений остаются план и конструктивная схема базиликальных кафедральных соборов высокой готики. Новшества появляются лишь в декоративном оформлении зданий.

- средний неф выше боковых
- иногда упрощенная конструкция хоров, более высокие аркады (Доль/ Восточная Франция), низкие верхние оконные проемы
- трифорий, как правило, отсутствует - составные (пучкообразные) столбы
приобретают уменьшенный, компактный профиль, сокращается и число похожих на жгут колонн
- капители на служебных колоннах по периметру составного столба отсутствуют или есть на отдельных колоннах
- ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря («пламенеющий стиль»), впервые в часовнях Иоанна в кафедральном соборе Амьена (1366-1373), часто без носков
- звездчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
- килевидная, уже ренессансная арка
- яркое скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей
- придворные капеллы зальной формы (Венсенн, Рьом, Бурж, Мён, Дижон)

Испания

С конца Реконкисты и до XVI в. Испания придерживается соборной готики.

- ступенчато расположенные помещения с высокими аркадами (небольшие городские и сельские церкви)
- повышенный поперечный неф
- просторность помещения как наследие мавританских мечетей (кафедральный собор в Севилье самый крупный среди готических)
- уменьшение размеров окон
— «цветущая готика в виде сложных звездчатых сводов в испанском «пламенеющем стиле (XV в.)
— «стиль Изабеллы» с богатым декоративным убранством (с 1475)
— «стиль платереско» - соединение восточных и мавританских влияний

Италия

В основе гигантских сооружений (Болонья: запланированная длина - 217 м) и склонности к ярким эффектам лежит давнее соперничество городов-государств. Характер народных церквей определяется в основном нищенствующими орденами. Только в Милане и Болонье сооружаются городские соборы по традициям германских и французских объединений строителей. Несмотря на применение готических декоративных форм (Милан, городской собор; Венеция, церковь Санта-Мария дель Орто), проявляется, параллельно с ранним ренессансом, сильная «латинизация» северо-альпийской готики:
- применение мрамора (Милан; Сиена), кирпича и квадра
- круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
- арки больших размеров
- меньше разделительных элементов между нефами
- галерея между аркадой и верхними световыми проемами
- сооружения с куполами
- инкрустация мрамором
- восточные части зданий часто по цистерцианской схеме
- круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом.

МНОГОНЕФНЫЕ ЦЕРКВИ ГЕРМАНСКОЙ ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ

Основные черты:
- Единое пространственное воздействие благодаря одинаковой высоте нефов или их ступенчатому расположению
- звездчатый или сетчатый свод и отсутствие поперечных гуртов стирают границы травей
- переплетение криволинейных ребер = петельный свод без несущей функции образует позднейшую форму свода (Австрия. Богемия и Саксония, 1500-1550)
- не имеют несущей способности иногда свободно натянутые через пространство ребра или наложенные одна на другую разные системы нервюр
- боковые нефы лишь чуть уже среднего или одинаковой с ним ширины
- поперечный неф отсутствует
- в XV в. одно общее многоугольное завершение хоров, охватывающее все нефы
- тонкие, члененные небольшим числом каннелюр столбы поднимаются до самого свода
- иногда нервюры свода как бы выкручиваются по спирали из столбов или исчезают без накладки в стене (Аннаберг), иногда капители и пяты свода
- обход с парапетом под окнами, также с выступами, напоминающими по форме кафедры (Нюрнберг, Санкт-Лоренц; Амберг; саксонские многонефные церкви)
- огромная двускатная (единая) крыша над всеми нефами, поперечные над боковыми или шедовые крыши,
- изредка церкви с эмпорами (Культенберг, Штейнакирхен)
- часто к старому продольному зданию пристраивается повышенный хор (Нюрнберг, Аугсбург)
- малые формы с члененной верхней частью алтаря с вимпергами и фиалами, переплетениями стержней и профилированными деталями
О многонефных церквах в регионе Рудных гор см. Аннаберг.

СООРУЖЕНИЯ ИЗ КИРПИЧА

получили распространение с XIII в.: в Северной Европе (Нидерланды, прибрежные районы Северной Германии, Любек, Бранденбург, Прибалтика, Швеция, Финляндия - нидерландскими колонистами и ганзейскими купцами). В Южной Франции вокруг городов Альби и Тулуза; в Испании в районе Толедо, стиль мудехар, в не оккупированной арабами северной части; в Италии и Южной Германии;
- многонсфные церкви без каркасной системы, небольшое число базилик
- вставные часовни: Любек, Санкт-Мариенкирхе; Висмар, Санкт-Николай; Любек, Петрикирхе; Торн, Санкт-Якоб и др.

- ранние постройки монументальные, мало члененные
Поздняя готика:
- декоративные формы переносятся на кирпич (массверк, розас, фиал, крабб, балдахин, крестоцвет, капитель, вимперги,
- глазурованный кирпич зеленого, темно-красного и черноватого цветов, часто с чередованием слоев кладки из необработанного камня; ряды орнаментированных терракотовых плит образуют фризы; из-за ступенчатости фасонных камней достигаются глубокие профили порталов и окон
- не слишком большие проемы в стене, часто декоративная аркатура между лизенами
- поверхности стен на заднем плане часто покрывают известью
- орнаментальные фронтоны приближаются к самым красивым сооружениям из тесаного камня
- звездчатые своды по английским прототипам с конца XIII в. в прусских орденских землях становятся основным мотивом.

ЦЕРКВИ НИЩЕНСТВУЮЩИХ ОРДЕНОВ

В качестве проповеднических церквей, церковные сооружения миноритов, последователей святых Франциска Ассизского (1182-1226) и Доминика (1170-1221), представляют собой преимущественно городские церкви.

Различные типы:
- базилика со сводом, часто с тенденцией к многонефной церкви (доминиканцы, иногда францисканцы)
- базилика с плоским перекрытием и повышенным средним нефом (францисканцы, сер. XIII до XIV в.)
- многонефная церковь со сводом (францисканцы, доминиканцы)
- однонефная зальная церковь
Базилика (развитый тип):
- 3 нефа без поперечного здания
- широкие стрельчатые аркады
- широкие боковые нефы с односкатными крышами
- высокая стена без членения, иногда с фресками
- верхние световые проемы как широко расставленные окна
- стройные круглые или 8-гранные столбы со скошенными гранями и без членения
- отсутствие капителей
- плоское перекрытие из деревянных балок над нефами продольного здания, иногда с резьбой
- или крестовый свод
- леттнер в одном или нескольких пролетах перед хорами
- боковые нефы с плоским завершением или боковыми хорами, которые часто повышены
- многоугольное завершение хоров
- сетчатый или звездчатый свод
- служебные колонны идут до пола только в апсиде алтаря
Снаружи простые фасадные стены с фронтонами и боковые стены
- часто козырек и скромное окно на западной стороне
- башни встречаются редко
- контрфорсы только на хорах.

Бельгия и Нидерланды

Бельгия


И здесь пионерами готики стали цистерцианцы (кирпичные сооружения с деревянным сводом и башней). Турне (церковь Квинтинус, до 1200 г.) - родина т. н. «шельдской готики» (бассейн Шельды) XIII в., где влияния Шампани сочетаются с местными формами. Распространена в сельских церквах. Здания: Гент, Синт-Никлаас (1200-1225); Брюгге, Синт-Салватор (XIII-XV в.в.); Турне, Синт-Жакоб (нач. XIII в.); Лиссевеге, Онзе-ливе-Врауэкерк (1225-1250); Дамме, Оюе-ливе-Врауэкерк (1220— 1250). Характерные черты:
- наружный проход вдоль верхних оконных проемов
- башня над средокрестием с 4 угловыми башенками, 8-частный свод
- диагонально расположенные часовни поперечного нефа в Ипре, Сен-Мартен (по образцу в Брене)
- круглые столбы с 8-угольными почкообразными капителями
- чередование столбов и тонких колонн в трифорие, иногда без аркад
- до сер. XIII в. служебные колонны на консолях, обход хоров без часовен, отсутствие арочных контрфорсов
”Брабантская готика” с (XIV в.) внедряет французскую схему кафедрального собора: Мехелен, Синт-Ромбаутскерк (1341); Антверпен, кафедральный собор (1352); Брюссель, Сен-Мишель-э-Гюдюль (1226); Гент, Синт-Баво. Характеристики:
- обширные сооружения с 2-4 нефами, хорами с ободом и часовнями
- кирпич с песчаником
- фасад с 2 башнями; колонны
- столбы только в средокрестии или составные столбы без капителей
- скульптуры на колоннах
- большие верхние оконные проемы
- освещенный трифорий
- проход перед верхними оконными проемами и под окнами хоров
- 4-частный свод; также замковые ребра или нервюры по английскому образцу
(Гент, Синт-Баво).

Нидерланды принадлежали до середины XVII в. Германии, это отразилось в ее архитектуре:
- строгие светлые здания обширных пространственных размеров
- кирпич с контрастирующим песчаником (ср. Брабантская готика)
- средний неф, хоры и поперечное здание очень высокие
- одинарная башня, нижний этаж квадратной формы, членение каждого следующего этажа более сильное, завершающая часть - 8-угольная с коротким шпицем башни (Утрехт)
- французские влияния (Суассон) особенно в соборе Утрехта, XIV в., и в Хертогенбосе, собор Сен-Жан (1419-1529).

СКАНДИНАВИЯ

Крупные церкви копируют аналогичные сооружения в Центральной Европе, но уступают соборам Франции и Германии в роскоши. Внутренние помещения темные (маленькие окна из-за холодного климата), нет росписи по стеклу, скульптур, орнаментики, открытой каркасной системы.

В Дании и Южной Швеции преобладает влияние Северной Германии и Голландии, Англии и Франции. Важнейшие сооружения - Упсала, Роскилле, Оденсе, Орхус, XIII—XIV вв.:
- кирпичные церкви павильонного типа с одинарной башней (Истад)
- ступенчатый фронтон с декоративными аркадами
- простой массверк
- высокие средний неф и хор
- стены и ребристый свод побелены, растительный декор
- фризы с орнаментом в виде остроконечных зубчиков и в елочку, а также кирпичная оконная арматура
В Норвегии заметно английское влияние. Главное сооружение Тронхейм. Много деревянных церквей.
В Финляндии, особенно на юго-западном побережье, есть несколько крупных церквей из песчаника и кирпича. Главные сооружения: Турку (базилика XIII в.), Холлола и Порво (многонефные церкви, XV в,), Перуа (многонефная церковь кон. XIV в.), Лохья (стены и свод полностью покрыты росписями). Большинство из дерева.

Швеция

Некоторые цистерцианские церкви перестраиваются в приходские церкви. В них заметны влияния Северной Германии и Голландии. Базилика или многонефная зальная церковь:
- крестообразный план, плоские хоры
- кирпич и тесовый камень
- 4- или 8-угольные столбы
- 4-частный свод, также с нервюрами (Стокгольм, ц. Стурчюрка)
Многочисленные церкви острова Готланд (большинство разрушено) построены из местных горных пород.

Некоторые сельские церкви украшены фресками (Сёдра Рада, Херкеберга).

Для крупных кафедральных соборов характерны французские и английские схемы.

ОСОБАЯ ГОТИКА КАТАЛОНИИ

В Пальма-де-Мальорке и Барселоне почву для поздней готики готовят в XIV в. базилики павильонного типа по французским архитектурным схемам (Альби, Тулуза, якобинская церковь):
- хоры с часовнями
- высокие аркады в среднем и боковых нефах
- вставные часовни
- трифорий слабо выражен
- круглые окна световых проемов
- поперечный неф не выражен (Барселона, кафедральный собор) или отсутствует (Санта-Мария дель Map)
- вид кубического пространства

Однонефное продольное сооружение в Жероне, начато 1416, считается кульминацией каталонской поздней готики, а церковь Санта-Мария дель Map в Барселоне, начата в 1329 г., является ярким предвестником позднеготического решения пространства многонефной церкви.

СТИЛЬ ПЛАТЕРЕСКО

К концу XV в. стиль мудехар, с готическими и ренессансными элементами Италии (медальоны, гротески, пилястры, ниши и т. п.), становится расточительным декоративным стилем, объединившим мавританское заполнение плоскостей с итальянским ваянием. В XVI в. стиль платереско (platero = ювелир) распространяется по всей Испании, не влияя на архитектоническую структуру. Платереско близок к позднеготическому стилю Изабеллы.

ПОРТУГАЛИЯ

Захватывающий характер португальской поздней готике придают не кафедральные соборы, а церкви монастырей и здания конвентов (Баталья, Белен, Томар), тесно связанные с королевской династией. Доминиканский монастырь в Баталье основывается в 1388 г. как место захоронения членов королевского дома и в знак памяти о решающей битве (batalha) с Испанией. Монастырь Белен под Лиссабоном строится по обету, данному португальским королем Мануэлом I за успешное завершение экспедиции Васко да Гамы. Особое значение в этот период приобретают рыцарские ордены, ставившие среди прочих и задачу «изгнания мавров и усиления влияния португальской монархии». Орден рыцарей Христа, основан в 1314 г., строит до 1520-х гг. в Томаре монастырь (конвент) тамплиеров Convento da Ordem de Christo, В период стиля «мануэлину» португальские конвенты украшаются фантастически пышными орнаментами, в которых просматривается влияние Индии (Томар) и Англии (Белен). Типичными становятся мотивы декора, связанные с морскими путешествиями и дарами моря. Декорации, заполняющие плоскость, часто более пластические, чем у испанского стиля платереско.

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА

Национальная самобытность проявляется лишь в период поздней готики.

Богемия. Строительная активность люксембуржцев достигает апогея в соборе Св. Вита в Праге (1344-1385), начатом архитектором Матвеем из Арраса и продолженном Петром Парлержом. Архитектура Южной Богемии создает под баварско-австрийским влиянием свой стиль пространственного решения (Крумау, начата в 1407 г.; Виттингау, начата в 1367 г.). После периода, связанного с движением гуситов (1419-1485), церковь Св. Варвары в Куттенберге (Кутна-Гора) перестраивается архитектором Б. Ритом в многонефную церковь с эмпорами с петельным сводом (ср. Аннаберг).

Польша. Северогерманская кирпичная готика распространяется до Кракова (костел Девы Марии, базилика, кон. XIV в.). Образцом для других церквей стала придворная монашеская церковь павильонного типа в Вислице (1362).

Венгрия. На развитие венгерской архитектуры оказывают влияние Франция периода правления анжуйской династии в Венгрии (1308-1382) и венское объединение строителей соборов.

Румыния. Австрийское влияние проявляется также в районах немецких поселений в Трансильвании.

В регионе Молдовы на северо-востоке Румынии Стефан III Великий и его сын Петр Рареш велят построить в честь побед над Турцией, Польшей и Венгрией ряд укрепленных монастырей, смешивая византийские и готические элементы с традициями своей страны. Сооружения до конца XVII в.:
- слабо освещенные внутренние помещения; хоры в форме трилистника
- стрельчатые и полуциркульные арки
- арочные сооружения с куполами
- крутые члененные крыши
- наружные стены монастырей, показанных на карте-врезке, украшены фресками.

ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

Идеалом архитектурного решения пространства в готике является продольное сооружение. Центрические так и остались исключениями. У истоков германской готики стоит церковь Либфрауэнкирхе в Трире, из 4 веерных хоров, вставленных один в другой. Углы между хорами и поперечным зданием заполнены многоугольными помещениями (Сент-Ивд). По периметру разрушенной 8-угольной церкви Санкт-Хериберт в Кёльне (18 х 19 м, после 1383 г.) располагались вставные часовни. Первоначально монастырь Этталь представлял собой ротонду с центральной колонной. Центрические здания в виде английских кафедральных капитулов:
- как правило, 8-угольных (Уэлс, 1240; Солсбери, ок. 1280, 206; Саутуэлл, 1294, 130; Вестминстер, сер. XIII в.; Йорк 1342,207)
-или 10-угольных (Линкольн, 1220-1235,203, 207), все с веерным сводом. Часовня на хорах (по оси хоров):
- круглая (Кентербери, Корона, XII в); ротонда-мавзолей (Баталья, XV-XVI в.в)
- многоугольная (Бургос, собор). Пристроенные часовни (Баталья - «Капелла Основателя» на южной стороне церкви; Констанц, мавританская ротонда).

Отдельные часовни (Кальв, на берегу Нагольда, XIV в.).

Часовни-башни (Энна/Сицилия, Башня Фридриха II, XIII в.; Венсенн). Кладбищенские склепы, свыше 100 в Богемии, Юго-Восточной Германии и Австрии, большинство в романском стиле. Часовня над криптообразным прахохранилищем (Тульн).

Источники: (3)

перейти: Список литературы

Ссылки:

Готика - архитектурный стиль


От: marina51v




Похожие темы


----------------------------





Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Романская архитектура Готика в Англии »


¬???? ¬???