Готика

Италия

В основе гигантских сооружений (Болонья: запланированная длина - 217 м) и склонности к ярким эффектам лежит давнее соперничество городов-государств. Характер народных церквей определяется в основном нищенствующими орденами. Только в Милане и Болонье сооружаются городские соборы по традициям германских и французских объединений строителей. Несмотря на применение готических декоративных форм (Милан, городской собор; Венеция, церковь Санта-Мария дель Орто), проявляется, параллельно с ранним ренессансом, сильная «латинизация» северо-альпийской готики:
- применение мрамора (Милан; Сиена), кирпича и квадра
- круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
- арки больших размеров
- меньше разделительных элементов между нефами
- галерея между аркадой и верхними световыми проемами
- сооружения с куполами
- инкрустация мрамором
- восточные части зданий часто по цистерцианской схеме
- круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом.


МНОГОНЕФНЫЕ ЦЕРКВИ ГЕРМАНСКОЙ ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ

Основные черты:
- Единое пространственное воздействие благодаря одинаковой высоте нефов или их ступенчатому расположению
- звездчатый или сетчатый свод и отсутствие поперечных гуртов стирают границы травей
- переплетение криволинейных ребер = петельный свод без несущей функции образует позднейшую форму свода (Австрия. Богемия и Саксония, 1500-1550)
- не имеют несущей способности иногда свободно натянутые через пространство ребра или наложенные одна на другую разные системы нервюр
- боковые нефы лишь чуть уже среднего или одинаковой с ним ширины
- поперечный неф отсутствует
- в XV в. одно общее многоугольное завершение хоров, охватывающее все нефы
- тонкие, члененные небольшим числом каннелюр столбы поднимаются до самого свода
- иногда нервюры свода как бы выкручиваются по спирали из столбов или исчезают без накладки в стене (Аннаберг), иногда капители и пяты свода
- обход с парапетом под окнами, также с выступами, напоминающими по форме кафедры (Нюрнберг, Санкт-Лоренц; Амберг; саксонские многонефные церкви)
- огромная двускатная (единая) крыша над всеми нефами, поперечные над боковыми или шедовые крыши,
- изредка церкви с эмпорами (Культенберг, Штейнакирхен)
- часто к старому продольному зданию пристраивается повышенный хор (Нюрнберг, Аугсбург)
- малые формы с члененной верхней частью алтаря с вимпергами и фиалами, переплетениями стержней и профилированными деталями
О многонефных церквах в регионе Рудных гор см. Аннаберг.


СООРУЖЕНИЯ ИЗ КИРПИЧА

получили распространение с XIII в.: в Северной Европе (Нидерланды, прибрежные районы Северной Германии, Любек, Бранденбург, Прибалтика, Швеция, Финляндия - нидерландскими колонистами и ганзейскими купцами). В Южной Франции вокруг городов Альби и Тулуза; в Испании в районе Толедо, стиль мудехар, в не оккупированной арабами северной части; в Италии и Южной Германии;
- многонсфные церкви без каркасной системы, небольшое число базилик
- вставные часовни: Любек, Санкт-Мариенкирхе; Висмар, Санкт-Николай; Любек, Петрикирхе; Торн, Санкт-Якоб и др.
- ранние постройки монументальные, мало члененные
Поздняя готика:
- декоративные формы переносятся на кирпич (массверк, розас, фиал, крабб, балдахин, крестоцвет, капитель, вимперги,
- глазурованный кирпич зеленого, темно-красного и черноватого цветов, часто с чередованием слоев кладки из необработанного камня; ряды орнаментированных терракотовых плит образуют фризы; из-за ступенчатости фасонных камней достигаются глубокие профили порталов и окон
- не слишком большие проемы в стене, часто декоративная аркатура между лизенами
- поверхности стен на заднем плане часто покрывают известью
- орнаментальные фронтоны приближаются к самым красивым сооружениям из тесаного камня
- звездчатые своды по английским прототипам с конца XIII в. в прусских орденских землях становятся основным мотивом.


<< -- | Страница 8 из 12 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Романская архитектура Готика в Англии »