Готика в Англии

С начала христианизации в период правления саксонской династии, а затем после объявления Генрихом VIII декларации независимости от Рима английская церковь всегда считала себя единой церковью своей страны. Именно в этом, а также в связи с монастырским происхождением большинства английских кафедральных соборов лежит, очевидно, причина того, что и сегодня эти соборы являются скорее резиденциями, чем только епископальными церквями. Английский кафедральный собор редко располагается в гуще городских домов, как это принято во Франции или Германии. Обычно внутрь просторного английского собора, по краям которого лежат небольшие дома соборного капитула, ведут до 4 ворот (gates), похожих на крепостные ворота и часто богато украшенных скульптурами и росписями. Возвышающийся в центре большого зеленого газона собор предстает в виде громадной модели самого себя. Порталы без скульптурных украшений покоятся на высоких цоколях. Фасад раннего периода усеян рядами аркад и громадными высокими нишами или группами по 5 окон. Позже в нем делается оконный проем, через который открывается ширина и высота среднего нефа. Другие окна, как снаружи, так и изнутри, вписываются в непрерывную аркатуру. Каркасная система не имеет большого функционального значения и могла бы вообще отсутствовать, например, в соборе Уэлса. С другой стороны, из-за статических недостатков каркасной системы в большинстве крупных церквей рано или поздно происходило обрушение башен над средокрестием. Западные башни редко являются частью фасада. Как правило, они стоят по бокам фасада или даже за ним; позже они не очень органично устанавливались на нем. Центром сооружения является, однако, башня над средокрестием: 4-угольная, часто сохранившаяся от романских сооружений и украшенная готическим орнаментом, с зубцами или маленькими башенками на краю платформы, реже с венчающим шпицем.

Пристройки несут монастырские черты. На южной стороне нефа (редко, как в Глостере, на северной стороне) находится крестовый ход с корытообразным умывальником для монахов и трапезная с площадкой для чтения молитв.
Зал капитула в большинстве случаен традиционно прямоугольный. Однако в 8- или 10-угольной форме он является особым проявлением английской готики и не имеет аналогов в континентальной Европе. Как драгоценная пиксида из цветного стекла с веерным сводом, возвышается он над расположенными вокруг скамьями.
План и архитектурная схема крупных английских готических церквей никогда существенно не изменялись: 3 нефа с одним или двумя поперечными нефами и закрытым со всех сторон хором, в котором сегодня отправляются небольшие богослужения, а за ним капелла Леди. Средний неф обычно узкий и лишь немного выше боковых, из-за чего кажется более длинным. Все 3 яруса изолированы один от другого, сначала ритмично поделенные на травеи, но не служебными колоннами, как это принято в нормандской романской архитектуре или французской готике. Многочисленные маленькие декоративные колонны из черного пурбекского мрамора создают впечатление легкости и подвижности. Почти до середины XIII в. вокруг ствола основной колонны отдельно устанавливается от 4 до 20 и более таких миниатюрных колонн, прикрепляемых к кольцу в середине ствола колонны (как это имеет место в ранних сооружениях во Франции; Париже, Лане и Суассоне). Эти маленькие колонны, увенчанные чашевидными, реже с лиственным орнаментом капителями, всегда заканчиваются на том ярусе, где они стоят. В «украшенном» стиле они, правда, послойно соединяются каменной кладкой с ядром основной колонны, мягко перетекая грушевидным профилем в глубокие выкружки. Но с появлением в XIV в. стирающей ярусность высокой аркады они соединяют, как во Франции, образуя травеи, столбы аркады и свод. Слабо члененные плоские деревянные перекрытия раннего периода и нервюрный свод среднего и позднего еще больше усиливают впечатление свободной анфилады главной аркады и аркады трифория. Если считать «захватывающий ритмический пафос французских кафедральных соборов» (Дехио) абсолютной нормой для готики, то недостаточное органичное увеличение высоты раннеанглийской стены означает отход вспять почти до французско-норманнского периода. Зато при этом внутреннее пространство приобретает воздушность и широту, даже определенный домашний уют. С другой стороны, отдельные помещения обособляются друг от друга с помощью «экранирующих перегородок» - похожих на леттнер каменных решеток. Глаза наблюдателя часто натыкаются на помехи, а перспективный вид по диагонали в большинстве случаев вообще невозможен. Отсутствует последовательное притяжение взгляда от западной части к хорам. Центром здания является средокрестие под сводом башни. Все это иначе, чем во Франции. И только с началом сооружения капелл в период династии Тюдоров становится заметной тенденция к обозримой зальной церкви, но и это происходит намного позже, чем в континентальной Европе. Самыми значительными примерами такого сооружения являются Королевская капелла в колледже Кембриджа и капелла Генриха VII за хорами Вестминстерского аббатства. Кажущиеся бесконечными повторения одних и тех же схем стен и свода служат здесь, несомненно, цели унификации пространства.


<< -- | Страница 2 из 6 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Готика Ренессанс и маньеризм »