Готика в Англии

Правда, у некоторых крупных кафедральных соборов имеются фигурные украшения фасадов, часто на значительной высоте. В некоторых тимпанах «украшенного» стиля, как и на несколько чванливых порталах в стиле Тюдор, есть наружные скульптуры, а северный портал церкви Сент-Мери Редклиф в Бристоле полностью покрыт орнаментами. В целом, однако, акцент декоративного убранства смещен внутрь церквей. Аркады утончают стены боковых нефов, пояски карнизов украшены множеством оригинальных орнаментов, над окнами и аркадами установлены изогнутые карнизные доски-слезники, заканчивающиеся небольшими консольками в виде самых разнообразных скульптур. Следует упомянуть также и о носках, полностью или частично выступающих из арок и стержней, образуя орнаменты в виде листьев или кружевных кромок. В традиции цистерцианцев, служебные колонны сводов начинаются не от пола, а часто от многоцветной консоли (corbel) в зоне аркады или трифория. И в своде не упущена ни одна возможность украсить разноцветными замковыми камнями точки соединения ребер. Тысячи отдельных фигурок на 1500 таких bosses (замковых камнях) «населяют» свод кафедрального собора и крестовый ход в Норвиче. Зато почти полностью отсутствуют монументальные украшения в виде фигур людей и животных. Напрасны попытки обнаружить на колоннах изображения апостолов, на алтарях рельефы, а под аркой триумфальный крест. На некоторых капителях в Эксетере и Уэлсе среди листьев сидят маленькие птички, трогательные своей редкостью, а не художественным значением. В 8-угольном храме в Или есть несколько капителей с рельефным изображением фигур людей, а на хорах собора в Линкольне трудно обнаруживаемые ангелы. Резные же подпорки для головы на церковных скамьях очаровательны и остроумно исполнены.

Той же самой традиции, что сделала известными во всем мире британских судовых плотников, обязана английская архитектура и появлению открытых стропильных ферм (195"). Они перекрывают большинство церковных помещений и эволюционируют от простой крыши фургона до самых искусных деревянных перекрытий, часто сказочно красиво разукрашенных (Уэлс).
Первые готические своды являются 4-частными крестовыми ребристыми конструкциями. В начале XIV в. к ним добавляются терцероны, веерообразно поднимающиеся от углов пролета к замковому ребру и образующие в плане звезды. Вскоре появляется новое изобретение - нервюры, идущие от одного ребра к другому, но не касающиеся углов пролета. Позднейшие формы с 1-3 продольными ребрами с множеством нервюр приводят к появлению фантастических сводов (Глостер). В качестве звездчатых они оказывают влияние и на кирпичные сооружения в Северной Европе. Звездчатые формы образуют также и некоторые средокрестные своды (Кентербери). Наивысшим достижением Англии является сооружение веерного свода, начатое в середине XIV в. в крестовом ходе собора в Глостере и доведенное до совершенства в каменных сводах позднего периода (Кембридж, Вестминстер, Бат).


<< -- | Страница 3 из 6 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Готика Ренессанс и маньеризм »