Ренессанс и маньеризм

Начинается новое интенсивное изучение античных писателей; этому способствуют византийские ученые, эмигрировавшие после захвата Константинополя турками из Греции в Италию. Они заинтересовывают ряд гуманистов привезенными с собой рукописями. Появляется поэтическое творчество на латинском языке, следующее античным образцам, где христианские убеждения о равноценности всех людей соединяются с греческой мыслью, что эта ценность лежит в умеренной, всесторонне развитой, эмансипированной личности. Этот «универсальный человек» является идеалом нового человека, освободившегося от безымянности и односторонне трансцендентального ограничения Средневековья. Теперь в центре внимания придворных кругов находятся не только имена богатых меценатов, но и самих художников. За их присутствие торгуются княжеские роды, их картины коллекционируются, биографии описываются Вазари (1511-1574), как когда-то описывались жизни королей. Портретная живопись приобретает высочайшее значение. Индивидуальность торжествует над типичностью. Свое совершенное воплощение образ нового человека находит в таких универсально развитых гениях, как Альберти и Леонардо.

Вскоре скрытая антипатия к готике проявляется вполне явно: «Будь проклята эта халтура; только варвары могли принести ее в Италию, пишет в 1460 г. Филарете, а Вазари дает этому ”варварскому искусству“ прозвище stilo gotico, как бы напоминая о готах периода Великого переселения народов, которые в V в. заполонили Италию (но уже давно успели раствориться среди местного населения и проникнуться романским духом). В действительности же он имеет в виду чуждое нордическое стремление к бесконечности, мало понятное романским народам.
Попытки осуществить привязку к античности предпринимались в Италии уже в период Проторенессанса - XI и XII вв. Когда же в XV в. слабеют силы непопулярной готики и уменьшается стилевое давление, под которым в Италии возникали готические постройки (управляемые из Франции ордены и их представления об архитектуре сооружений), Италия все больше обращается к духу и формам античности. 10 книг «Об архитектуре», написанные Витрувием в 23 г. до н. э. и вновь открытые в 1414 г., становятся своего рода библией архитекторов. В поисках античных скульптур вся Италия превращается в огромный раскоп. Обмеряются античные храмы, колонны и капители, а результаты измерений сравниваются с пропорциями человеческого тела. Именно в нем ищут первородные, естественные модули архитектуры - чем прекраснее, совершеннее человек, тем ближе он к идеалу.
На европейском севере Ренессанс развивается сначала на более узкой, чем в Италии, базе. Здесь на передний план выдвигается научный, философский и филологический аспект гуманизма. В странах немецкого языка его распространяли в XIV в. итальянские студенты. Ученые крути в Мюнхене, Праге, а в XV в. в Вене, Нюрнберге и Базеле своими трудами в области математики и естествознания, писавшимися на латинском языке, способствуют преодолению схоластики. Новые открытия и изобретения расширяют представление о мире и человеке. Наряду с этим набирают силу теологические проблемы: перевод Библии Лютером, создание им общенемецкого литературного языка являются величайшим достижением в области филологии. Но он пишет также о «Свободе христианина» в его непосредственном отношении к Богу. Распространению этих новых идей способствует искусство книгопечатания.
Гуманистические круги буржуазии, уже давно достигшей благосостояния и обладающей чувством собственного достоинства, а также и менее образованные люди искажают просветительские идеи, превращая их в критику унаследованного феодализма, более того, даже церкви. Строительные работы почти готовых готических соборов почти везде прекращаются. Вместо этого появляются дорогостоящие городские ратуши, здания ремесленных объединений и жилые дома. Гражданин сменил священника как носителя культуры. В бурном потоке Реформации гуманизм нордической чеканки становится народным движением - в неумеренности перекрещенцев и необузданности крестьянских войн он превращается в свою противоположность. В конечном итоге власть имущим удастся не допускать бурно развивающуюся буржуазию к политической власти в течение еще одной культурной эпохи.


<< -- | Страница 2 из 9 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Готика в Англии Классицизм, историзм, эклектицизм »