Ренессанс и маньеризм

Параллельно с этим духовным и общественным развитием к северу от Альп после долгой агонии (в отличие от Италии, где энергичный отказ от готики происходит уже в XV в.) приходит в упадок когда-то буйно процветавшая архитектура высокой готики.
В период поздней готики в Германии, Англии и Испании (несколько меньше во Франции) ослабевает стремление к росту сооружений в высоту и длину:
- в Германии и Испании сооружаются многонефные церкви с одинаковыми по высоте нефами, а в Англии и Юго-Западной Европе зальные церкви, которые особенно соответствуют предреформаторской тенденции к церквям специально для проповедей
- отношение ширины к длине, которое в высокой готике еще составляло 1: 4 и более, в период поздней готики приближается к квадрату, более того, и все здание становится большим по ширине, чем по длине (ср. «Вестфальский квадрат», Зост)
- сетчатые своды поздней готики уступают в декоративном отношении «покоящимся» бочарным сводам. Декоративные замковые камни и чаши капителей английских веерных сводов «провисают»

- высота щелыги свода уменьшается
- «баллистическая» кривая стрельчатой арки опускается до кривой килевидной, луковицеобразной арки, арки Тюдора или даже арки в виде занавеса
- в неориентированном блуждающем «пламенеющем» стиле массверк теряет тенденцию роста, а в перпендикулярном стиле превращается в скучную скелетную структуру.
Однако все эти изменения в сторону неэкстатической, выравнивающей горизонталь и вертикаль, центрирующей и статичной по своей сути форме без эффекта перспективы являются одновременно и тенденциями Ренессанса.
Тем временем Ренессанс приобретает в Италии характерные отличительные черты. При этом за основу берутся сначала римские, а затем эллинистические и византийские образцы. Однако сравнение с античными сооружениями показывает, что, хотя архитекторы Ренессанса и применяют античные ордеры колонн, формы фронтонов и орнаментов и, прежде всего, каноны гармоничной архитектурной композиции, они тем не менее разрабатывают и абсолютно собственные трактовки пространства.
Для крупных теоретиков идеальной формой культового здания является центрическое сооружение с куполом, хотя культовая практика и превращает его в большинстве случаев в компромиссные продольные сооружения (Рим, собор Св. Петра).
Купол покоится обычно на тамбуре и увенчивается фонарем. Стены, в значительной мере разомкнутые в готике, становятся сплошными. Членящие и украшающие элементы, в ломбардском раннем Ренессансе еще с витиеватой орнаментикой, превращаются в высоком Ренессансе в спокойные формы, не стремящиеся ввысь. Доминируют прямоугольник и круг. Ребро и стрельчатая арка исключаются из числа архитектурных элементов. Деревянное перекрытие, бочарный свод и купол разбиваются на кессоны. Б раннем Ренессансе окна получают полуциркульное, а в высоком - прямолинейное завершение (примерно с 1500 г.) и снабжаются карнизами с треугольными и сегментными фронтонами. Позднеготические столбы без базы и капители уступают место классическим ордерам колонн: дорическому, ионическому, коринфскому и композитному, которые «соответствуют антропометрическим параметрам человека в последовательности база = стопа, ствол = туловище, капитель = голова» (Г. Вейгерт). Объемно разрабатывается и фасад: он все больше прорабатывается колоннами и пилястрами, рустованным квадром и квадром с гладкой поверхностью, ризалитами, портиками и изломами. Мистическое, потустороннее, святое готического помещения уступает место праздничновозвышенному, земному.


<< -- | Страница 3 из 9 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Готика в Англии Классицизм, историзм, эклектицизм »