Ренессанс и маньеризм

Поздние формы итальянского Ренессанса приобретают, начиная с 1530 г., весомость: вместо пилястров появляются полуколонны или круглые колонны, карнизы выступают далеко из стен. При этом более богатые украшения возвещают о зарождающемся маньеризме. Центральной фигурой архитектуры позднего Ренессанса является Андреа Палладио (1508-1580). Правила, которые он выводит на основании изучения античных построек, сам он, правда, применяет не всегда. Но стремление приблизить к античности композицию плана, чувство симметрии (ср. вилла «Ротонда») и гармоничных пропорций, храмовые фасады его церквей и вилл, «мотив Палладио» полуциркульной аркады с узкими проемами с обеих сторон, доходящими только до высоты пяты арки, и заимствованный у Микеланджело колоссальный ордер становятся в последующее время классическим каноном. Он главенствует в английской архитектуре с 1620 г. и оказывает сильное влияние на Францию и остальную Европу.
Во время своих походов в северную Италию против Карла V французский король Франциск I (1515-1547) лично познакомился с архитектурой итальянского Ренессанса того времени, т. е. в ее маньеристском проявлении, и повелел применять ее при строительстве французских замков. В строительстве культовых зданий она сначала не играет почти никакой роли. Правда, позже Франция приобщится к европейскому барокко только в виде «классического стиля», который будет не чем иным, как дальнейшим развитием Ренессанса, и даст миру церкви сдержанно-холодного великолепия.

В тюдоровской Англии Ренессанс прокладывал себе дорогу особенно трудно. Правда, Генрих VIII приглашает в Лондон итальянских мастеров-строителей и флорентийского скульптора Торриджано (Торрисано), который сооружает в 1518 г. надгробный памятник Генриху VII. Однако после схизмы между Англией и Римом Торриджано возвращается домой. Англия оказывается в изоляции. Наступление Ренессанса здесь откладывается. Елизаветинский и якобинский Ренессанс (1550-1620/40) является маньеристским, он приходит из Фландрии и Германии, Церкви, имеющие архитектурную ценность, в этот период не появляются.
Начиная с XV в., ренессансный декор в мелких формах широко примешивается в испанские стили мудехар и платереско. В аскетично-строгий период правления Филиппа II (1556-1598) вкусы общества меняются в сторону скупого, строгого стиля десорпаментадо Эрреры (1530-1597), отличающегося отсутствием украшений и гладкостенными зданиями.
В Германии Ренессанс превращается сначала в чистое недоразумение, В большинстве своем архитекторы здесь никогда не видели ни Италии, ни сооружений античности или классического Ренессанса. Из альбомов образцов они заимствуют декор ломбардского и венецианского Раннего Ренессанса и облицовывают этими элементами фасады провинциальных домов и замков, а позже заполняют залы своих ратуш и немногие вновь построенные церкви всяческой маньеристской и подражающей античным образцам ерундой из дерева и камня. В тех же случаях, когда достигается приближение к Италии - замки в Дрездене. Берлине, Торгау, Бриге, Гейдельберге (в последнем с нидерландскими влияниями), церковь Санкт-Михаэльскирхе в Мюнхене, - часто все же преобладает орнамент.
За пределами Италии пропорций Ренессанса удается достичь лишь в XVII в., а в самой Италии Ренессанс превратился в барокко. Параллельно позднему Ренессансу в период с 1520 до 1610 г. (в Германии до 1650 г.) осознанно развивается антиклассическая форма выражения - маньеризм. Он вытекает из флорентийской живописи и характеризуется чрезмерно длинными, с мелкими головами и часто спирально закрученными фигурами со слишком утонченными конечностями. Они непрочно стоят в неопределенно растянутых помещениях; яркие цветовые и световые контрасты создают атмосферу беспокойства и напряженности (Пармиджанино, Эль Греко). Анаморфотные изображения, лабиринт (Мантуя), шар, яйцо, глаз, куб в похожих на ребусы сказочно-гротескных композициях (Хиеронимус Босх, Джузеппе Арчимболдо) предсказывают появление сюрреализма XX в. По своим истокам маньеризм близок эллинизму, равно как и поздней готике. Его наполненная религиозной страстностью компонента указывает на взаимосвязь с Контрреформацией. Эта контратака на протестантскую Реформацию явилась следствием решений Триентского церковного собора (1545-1563) и ее орудием являются в первую очередь иезуиты.


<< -- | Страница 4 из 9 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Готика в Англии Классицизм, историзм, эклектицизм »