Ренессанс и маньеризм

Самым важным результатом маньеризма для культовой архитектуры является приоритет продольного здания перед центрическим. В этом отношении характерной является пристройка архитектором Мадерна в начале XVII в. продольного здания к центрическому зданию собора Св. Петра по проектам Браманте и Микеланджело. Уже в 1568 г. Виньола сооружением церкви Иль Джезу создает в Риме прототип иезуитской церкви, которая становится образцом для многочисленных церквей барокко. Правда, это сооружение с темным продольным зданием, выходящим в наполненное светом помещение с купольным перекрытием, можно лишь условно отнести к маньеризму. Его архитектурные творения в значительно большей степени характеризуются отходом от классического идеала уравновешенной гармонии, стремлением к чрезмерной вертикальности, к вызывающему беспокойство ослаблению функций несущих и нагружаемых элементов конструкции, «возникает глубина, которая засасывает, в конце которой... только пустота, пространственная неопределенность» (Певзнер). Примером этого замысла называют хоры построенной по проекту Палладио церкви Иль Реденторе в Венеции, Спираль - предпочитаемый маньеристами символ некоего относительного явления, циклически повторяющегося и тем самым подобного лабиринту, - находит конструктивное воплощение в 2-маршетой винтовой лестнице замка Шамбор и открытых наружу башенных лестничных клетках в Блуа и Торгау (ЗП и след.).

Однако намного большей, чем конструкция, отличительной особенностью маньеризма становится декорация. Карнизы с рельефными фигурами и балюстрады, гирлянды из плодов и листьев, скульптурные изображения покровителей и ангелочков вуалируют разделение на этажи и контрастируют со строгой gravita позднего Ренессанса. Спиральные формы появляются на колоннах и дымовых трубах. Нидерландский архитектор Корнелис Флорис (1514-1575) создает великое множество новых орнаментных форм, получивших благодаря гравюрам Фредемана де Фриза широкое распространение (правда, появилось также и немало подделок): накладной орнамент, орнамент в виде свитка или выпуклых раковинообразных форм покрывает в северной Европе стены, алтари и кафедры (стиль Флориса), а вместе с обелисками и волютами образует на фронтонах т. н. «шлейфовый накладной орнамент».
Несмотря на тенденцию к вырождению, маньеризм является необходимым коррелятом Ренессанса, которому, как и любой классике, угрожает застывание форм. «Классика без маньеризма как напряжения становится классицизмом, маньеризм без классики как противодействия превращается в манерность» (Густав Рене Хоке). Маньеризм - это больше, чем просто конечная фаза Ренессанса или переход к барокко. Он является и самостоятельным стилем. Ср. также Постмодернизм.


<< -- | Страница 5 из 9 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться


В каталоге нашего магазине вы можете быстро подобрать нужную модель ванны http://www.megavanna.ru





 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Готика в Англии Классицизм, историзм, эклектицизм »