Ренессанс и маньеризм

ЦЕНТРИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ ИТАЛИИ

Этическая цель Ренессанса - достижение совершенства отдельной личности. Ее архитектурным эквивалентом принято считать центрическое круглое здание, «заставляющее вошедшего тихо стоять в его центре и ощущать, будучи равномерно окруженным со всех сторон, гармонию спокойного совершенства» (Г. Вейгерт).
Первыми центрическими сооружениями Ренессанса являются Старая сакристия в церкви Сан-Лоренцо, и капелла Пацци в Санта-Кроче. Оба здания во Флоренции и обе работы
Брунеллески (1377-1446). Множество проектов центрических сооружений принадлежат таким архитекторам, как Филарете (1400-1469), Альберти (1404-1472), Браманте (1444-1514) и Леонардо (1452-1519). Важнейшими составными частями плана являются греческий крест, квадрат, круг и их пересечения. Часовня-ротонда Темпьетто в Риме работы Браманте является классическим образцом круглой капеллы. Санта-Мария делла Консоляцьоне в Тоди - творение его учеников, становится одной из немногих относительно крупных общинных церквей, в которых удается достичь почти идеальной формы из квадрата и кругов. Сооруженная в Риме в IV в. при Константине церковь Св. Петра в 1506 г. разрушается. Вместо продольного должно появиться огромное центрическое здание.


Проект Браманте, 1506, по поручению папы Юлия И. Представляет в плане покрытое куполом помещение по центру греческого креста. Эта же система повторяется по 4 углам. В результате появляются меньшие по размерам угловые паруса, в которых устанавливаются башни. Все сооружение образует квадрат со средними ризалитами. Купол полукруглый.
Проект Микеланджело. Заимствование греческого креста, отказ от поперечных крыльев 4 боковых куполов и от башен. 3 концентрично расположенных квадрата у Браманте Микеланджело сокращает до 2, столбы средокрестия усиливаются в колоссальном стиле. Мощная наружная конструкция (коринфский колоссальный ордер, эдикулы в стенах нижнего этажа, окна верхнего этажа, 3-этажные ниши) теряет гармоничное разнообразие форм Браманте. Восточный портик с двумя рядами колонн (10 и 4) разрушает симметрию центрического здания.
2-оболочечный купол выполнен делла Порта, руководившим строительством собора Св. Петра в 1588-1590 гг., по измененной модели Микеланджело. По периметру аттика стоят парные колонны, поддерживающие внешние ребра. Фонарь купола с вогнутым шпилем окружен сдвоенными колоннами.
Элементы маньеризма усматриваются в частичной задаче классической гармонии, подвижности внутреннего помещения и особенно в динамике параболического купола (в отличие от «покоящегося полукупола Браманте).


<< -- | Страница 6 из 9 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Готика в Англии Классицизм, историзм, эклектицизм »