Ренессанс и маньеризм

Фасады.

Многочисленные, особенно в Южной Европе, ренессансные и барочные фасады с фронтонами с ломаным очертанием просто решают задачу показать расположенные за фасадом высокий средний и пониженные боковые нефы (Флоренция);
- портик Альберти в церкви Сант-Андреа, видоизменяет римскую триумфальную арку, а некрасивая надстройка скрывает западное окно среднего нефа
- палладио ставит перед средним нефом фасад римского храма, а боковые нефы связываются более широкими ордерами, отодвинутыми назад (Венеция, Иль Реденторе и Сан-Джорджио Маджоре)
- фасад церкви Сан-Сальваторе, Венеция, уже характеризуется неспокойным и не очень гармоничным нагромождением декора, предвещающим маньеризм
- менее античный, но более пластичный фасад Иль Джезу, архитектор делла Порта, подчеркивает высоту среднего нефа двумя этажами волюты (образец: Флоренция, Санта-Мария Новелла, XV в.) очерчивают боковые нефы.

Архитектурное решение церкви Иль Джезу

Самые значительные по своим последствиям для дальнейшего развития архитектуры решения внутреннего пространства и фасада находят Виньола и делла Порта для церкви Иль Джезу в Риме. Образец среднего нефа с бочарным сводом и фланкирующими нишами-капеллами, а также схемой а-Ь-а расстановки пилястров - сооруженная архитектором Альберти церковь Сант-Андреа в Мантуе.
В период перехода от Ренессанса к барокко формирование пространства и фасад приобретают законченность.


ПРОДОЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ИСПАНИИ

Испания с трудом отходит от стремления к обильным украшениям как наследия исламского прошлого, а также от собственной неумеренности.
1-я фаза. Стиль мудехар до начала XVI в. Стиль платереско объединяет позднеготическое многообразие форм. Ранний Ренессанс и фламандский маньеризм - нагромождения мелкого декора (Толедо; лестница в крестовом ходе церкви Санта-Крус, 1504; крестовый ход церкви Сан-Хуан де лос Рейес, XV в., стиль Изабеллы).
2-я фаза. В Гранаде появляется первый в Испании ренессансный кафедральный собор (начат в 1523 г.), представляющий собой позднеготическую многонефную церковь, в которую вставлены римские ордеры. Хор с коринфскими колоннами излучает скорее итало-испанскую грандиозность, чем классическое спокойствие.
3-я фаза. Достигается только в период правления аскета Филиппа II (1556-1598). При строительстве Эскориала (1563), являющегося монастырем и дворцом короля, Филипп II требует от архитектора Эрреры (1530-1597) «благородства, простоты и строгости форм без хвастовства».


ПРОДОЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ПОРТУГАЛИИ

Некоторые церкви начала XVI в., особенно творения архитектора Диегу ди Торралва (1500-1566), характеризуются чисто итальянским Ренессансом.
Правда, его церковь Ла Граца в Эворе (1527-1537) несет в себе черты маньеризма, но главная его работа - 2-этажный крестовый ход в Томаре - относится к высокой классике. Дорические колонны несут нижний этаж, а ионические разделяют проемы верхнего.
Культовые сооружения конца XVI в. отличаются маньеристскими и барочными чертами. Архитектор Филиппо Терци (1520-1597) переносит из Италии в Португалию стиль иезуитов. Фасад его церкви Сан-Винсепти ди Фора в Лиссабоне хотя и отличается более строгим классическим членением, чем Иль Джезу, но полностью лишен волют, а план копирует план Виньолы.


<< -- | Страница 8 из 9 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Готика в Англии Классицизм, историзм, эклектицизм »