Классицизм, историзм, эклектицизм

Введение

Классицизм
 Италия
 Россия
 Польша
 Франция
 Англия
 Дания
 Германия
От классицизма к эклектицизму
 Неоготика
 Рундбогенстиль, неороманика
 Неоренессанс, необарокко

Барокко уже 8 1760 г. считался во французских салонах стилем, лишенным художественного вкуса. Вместе с Великой французской революцией 1789 г., подготовленной выдающимися умами эпохи Просвещения, разрушился и уклад жизни, который определил появление барокко и его разновидностей. Хотя революция и не принесла третьему сословию освобождения, но дала, по крайней мере, первые манифесты всеобщих прав человека. «Старая форма правления» еще полностью понималась как система, при которой маленький человек, хотя и имел мало прав, мог, однако, положиться на покровительство своего господина. Бальтазар Нейман был офицером на службе у дворянского рода Шёнборнов, а Гайдн всю жизнь носил лакейскую ливрею при дворе князя Эстерхази. Моцарт, напротив, объявил себя свободным художником и испытал горькие экономические последствия этой свободы. Еще хуже приходится необразованным людям: когда в 1807 г. в Пруссии было отменено крепостное право, воспротивились этому не крупные землевладельцы, а, наоборот, те, кто был избавлен от крепостничества, ибо они не были готовы к своей свободе.


Старый мировой порядок уступил место субъективизму, индивидуализму, атеизму, либерализму, демократии. Им противостоит грубая действительность начинающейся индустриализации, которая приведет в XIX в. к появлению пролетариата и новой форме обнищания.
На рубеже 1800 г. перелом в результате революции имел серьезные последствия и для искусства. Теперь уже нет тех общественных сил, на которых держалось барокко, его стилевые средства исчерпаны и растворились в мелкочастности рококо. Поскольку церковь и аристократия освобождены от задачи носителей культуры, то церковное строительство уже не стоит во главе стилеобразующих задач; перечень созданных религией и мифологией целей в области искусства утрачивает свое значение. С ростом демократизации светская и духовная аристократия отходит на задний план не только как заказчик, но и как развивающая вкус элита. Хотя новым носителем культуры становится гражданин, широкая публика образована слишком разнородно, чтобы договориться о новых критериях вкуса. Впервые безвкусица становится социальной проблемой.
Дня создания нового стиля сил пока еще не хватает. Начинается век, живущий запасами прошлого, прежде всего привлечения языка форм античности. На это имеется несколько причин:
- Со времен Ренессанса всегда существовало определенное классицистическое течение, опиравшееся преимущественно на архитектурные каноны римской античности. Светское строительство всегда было ближе ему, чем культовое. Показательно, что во Франции, где после готики замковое строительство намного обогнало церковное, период в 300 лет перед революцией называют классикой. Наиболее четко она проявляется в творениях Перро и Мансара.
- Палладианство Джонса в XVII в., Берлингтона, Кемпбелла и Кента в XVIII в, подготавливает почву для английского классицизма.
- Примерно к середине XVIII в. во всей Европе заметно исходящее от рационализма французских просветителей стремление к твердым правилам искусства, основанным на законах природы и рациональной логике, чтобы стать противовесом «неупорядоченности» барокко.
- Питательную среду и программу действий эти тенденции получили в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре» (1755). Он считается основоположником научной археологии. Его толкование сущности греческого искусства как «благородной простоты и спокойной величественности» определяет идеал красоты «археологического классицизма».
- Теоретики Французской революции противопоставляют извращенности ancien regime романтически просветленные добродетели римских граждан и возвеличивают их как идеал нового человека. Исходя из этого, они объявляют римскую античность образцом для своей собственной архитектуры, которая поэтому называется «романтический» или «революционный классицизм».
- Наконец, Наполеон видит в ориентированном на античный Рим классицистическом искусстве движитель своих абсолютистских притязаний.
История искусства понимает под термином “классика” в самом узком смысле греческое искусство в период между архаическим стилем и эллинизмом, т. е. примерно V-IV вв. до н. э. В несколько менее узком смысле под это понятие подпадает работавшее по строгим правилам искусство греческой и римской античности.
Позднейшие эпохи искусства, имеющие эмоционально-трансцендентальный общий характер, отличают от тех, которые основываются на рационализме. Рационалистической духовной позиции ближе образцы классики и поэтому такие искусства называют классицистическими. Наиболее четко классический стилевой принцип проявляется в Ренессансе и в период между 1770 и 1830 гг., который получил в Германии название «классицизм». Классицистические периоды были, однако, еще в античные времена (эпохи Августа и Адриана), в каролингском искусстве и романике. Даже считающиеся «антиклассицистическими» эпохи искусства - готика, маньеризм, барокко - сопровождаются менее или более выраженными классицистическими тенденциями. Кроме того, империалистические притязания на мировое господство разных правителей, начиная от Августа, далее Карла Великого и заканчивая римскими папами периода Ренессанса, а затем от Людовика ХГУ до Наполеона, Гитлера и Сталина сопровождались предпочтительным использованием в качестве официального искусства именно классицизма.


Страница 1 из 5 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Ренессанс и маньеризм Югендстиль и модерн »