Классицизм, историзм, эклектицизм

Классицистические тенденции после Ренессанса получают в разных европейских странах разные названия:

1. Дальнейшее продолжение принципов Ренессанса в барокко в Западной и Северной Европе называется
- в Германии: барочный классицизм
- во Франции: architecture dassique (классика)
- в Англии: classical architecture (классический стиль)
- в международном употреблении: классический стиль.

2. Стиль, следующий за барокко и рококо в период между 1770 и 1830 гг., называется
- в Германии: классицизм
- в остальной Европе: neodassicism (неоклассицизм).

3. Движение, которое в XX в. примыкает к классицизму (2), называется в Германии неоклассицизм.
Олицетворением классицистической архитектуры является фасадная сторона греческого или римского храма с треугольным фронтоном или портиком с колоннами; блокообразный корпус сооружения членят только пилястры и карнизы. Ордеры колонн уже не только украшают стену, но и несут на себе систему балок. В качестве небогатого декора используются наряду с гирляндами, урнами и розетками также классические пальметты и меандры, бусы и ионики.


Развитие архитектуры к классицизму подпитывалось из разных источников, и идея уже витала в воздухе. Однако мог доминировать и какой-либо иной исторический стиль, о чем, например, свидетельствует тот факт, что выбор в пользу барокко после Тридентского собора вовсе не был обязательным (ср. десорнаментадо в Испании). Огромную роль сыграло, несомненно, то обстоятельство, что отличительный габитус мира классических форм обещал лучше проявить реставрационные усилия великих держав, чем, к примеру, готика. Во всяком случае, классицизм не появился как нечто само собой разумеющееся. И действительно, духовно-исторические и технические новшества ставят классицизму точно такие же ловушки, как функциональные нелепости и излишне подчеркивающие исторический момент тенденции других направлений, которые в конечном итоге и вытеснили его.

Одна уже неопределенность, кто должен быть матерью новой архитектуры - Рим или Греция, - не допускает полного единства классицистического стиля. Хотя обе эти культуры относятся к античности, их, однако, разделяет громадная пропасть, как с точки зрения общественных предпосылок и их репрезентативных целей, так и по языкам форм и строительным технологиям. Римский храм ведь не то же самое, что христианская церковь. Тем не менее общим для них является культовая направленность. Однако в строительстве замков и тем более общественных сооружений несоответствия между наружным декором, подражающим античным образцам, и функциональными назначениями, требующими современного оснащения зданий, становятся очевидными.

Организация современной ратуши или жилого дома допускает при необходимости «античную» наружную облицовку и соответствующие архитектурные элементы в интерьере. Однако уже оконные стекла, гардины, цилиндрические железные печи, дымовые трубы на крышах и другие современные коммунальные устройства, в первую очередь диктуемые насущными задачами управления членение внутреннего пространства, резко нарушают внутреннюю связь с античными сооружениями. Человек как бы накидывает на необходимую ему для повседневной жизни и работы современную технику античное покрывало. Естественно, архитекторы осознают эти несоответствия. В тех случаях, когда они приближаются к античному канону форм, он кажется чем-то особенно холодным и необитаемым, а в качестве точных копий такие здания смотрятся более странными, чем все остальные постройки, излишне подчеркивающие исторический момент (Вена, храм Тесея (1820-1823, арх. Нобиле); 2 зала с кариатидами в Сент-Панкрасчерч, Лондон). Порой они производят неприятное впечатление (Донаустауф, Валгалла - пантеон славы выдающимся деятелям - 1831-1843, арх. Кленце). Тем не менее властная сила, исходящая от государственных зданий, и задуманный как знак отличия внушительный вид отдельных домов горожан ощущаются и сегодня. С другой стороны, К. Ф. Шинкелю (1781-1841) впервые удается разделить мало пригодную для развития кубическую форму на несущие и заполняющие части (Берлинский драматический театр). Этот принцип не только позволяет решать современные архитектурные задачи, но допускает использование греческих архитектурных мотивов.

Наиболее убедительной является классицистическая градостроительная идея, которая создает грандиозные обозримые оси с симметриями и доминантами: Карлсруэ, Мюнхен, ул. Людвигштрассе, пл. Одеонсплац; Петербург, площадь Казанского собора; Бат, Ройял Кресчент и Лондон, Ройял Террас; Лондон, ул. Риджеп-стрит с церковью Всех душ; Турин с церковью Гран-Мадре-де-Дио и др.

В последней трети XVIII в. в Англии, Германии и Швейцарии набирают силу литературные движения, противоположные рационализму Просвещения. Движение «Буря и натиск» и представители романтизма создают новое понимание природы, а также и новое историческое сознание, проявляющееся в собраниях сказок и преданий, переводах античной поэзии, возникновении сравнительного литературоведения и критической историографии. На основе синтеза этой духовной позиции исторической направленности с систематизацией археологии появляется вскоре после 1800 г. несколько музеев, главным образом, в классицистическом стиле, репрезентативной холодности которого отдают предпочтение общественные и государственные здания.


<< -- | Страница 2 из 5 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Ренессанс и маньеризм Югендстиль и модерн »