Югендстиль и модерн

Быстрый преход:

Югендстиль
архитектура технической эпохи
объединение «Стиль», вклад Гауди и программа функционализма
Модерн и ”Баухауз”

 

Югендстиль представляет собой попытку ответа историзму XIX в., архитектура которого широко основывается на копировании или трансформировании стилей прошлого времени.
Конец XIX в. знаменуется мощным прогрессом науки и техники, который изменяет мировоззрение и образ жизни. Идущие в ногу со временем понимают, что общество созрело для радикальных преобразований. Рамки реформаторских идей постоянно расширяются. Это, например, стремление к «реформированной одежде» женщин, создание союзов типа  «Юношеское туристическое движение», а также требования суфражисток, сначала забавлявших, а затем вызывавших раздражение. Кульминацией же явился всемирный вопль о социальной справедливости.


Примерно в 1890 г. в Англии зарождается движение, пропагандирующее новую эстетику искусства, которое вскоре охватит всю Европу. Его первые шаги направлены на орнамент. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма - скорее всего схожие с позднеготическими формами и японской живописью - вызывают такое же лирическое настроение, как и современная поэзия. Появляются и первые заказы па новую книжную графику. Вскоре щедрым и броским эффектом нового стиля воспользуется и плакатная живопись.
По пути художественного ремесла идут Уильям Моррис и его друзья. Их мастерские по изготовлению мебели, декоративных тканей и шпалер находят во многих городах последователей с собственными самобытными формами. Наиболее известные мастерские появляются в Мюнхене, 1897, Дрездене, 1898. Вене, 1900, Нанси, 1901, и в колонии художников «Матильденхёйе» в Дармштадте, 1900. В изделиях из стекла, олова и фарфора снова видно влияние японского искусства, которое имело столь важное значение для импрессионизма.
Однако югендстиль - нечто большее, чем шрифт Экманна или плакат Тулуз-Лотрека, и стремится не только к утонченной изысканности Бердсли и Уайльда. Он не хочет быть просто новым неисторическим стилем.
Югендстиль является «первым после барокко феноменом со  всеохватывающими требованиями, заставляющими посвятить им всю жизнь. Вместо барочной католической церкви здесь появляется «мировоззрение», которое должно обосновать это универсальное требование к жизни» (Вилли Хаас, «Прекрасная эпоха»). Новый стиль делает «буржуазный мир гуманным с помощью искусства». Красивая и рациональная форма должна подразумеваться во всех вещах. Виртуоза, художественного идола XIX в., следует низвергнуть с пьедестала, а художник должен выйти из своей изоляции по отношению к народу и художественному промыслу. Речь, таким образом, снова идет о «совокупном произведении искусства». Парадоксально, но это снова «звезда», отвечающая этим требованиям наиболее последовательно, в течение длительного периода и наиболее ярко. Рихард Вагнер - главное действующее лицо югендстиля и автор термина «совокупное произведение искусства», которое должно было быть реализовано в его опере как единство действия, музыки и картины. Более того, как цепочка, связывающая искусство с жизнью в ее социальных и эстетических проявлениях. Действительно, ни один вид искусства никогда больше не смог столь сильно вобрать в себя все течения своего времени и передать их другим поколениям, как опера Вагнера.
Архитектонические совокупные произведения искусства возникают во второй фазе югендстиля, когда в конце 90-х гг, строятся его первые жилые дома. Их архитекторы также рассматриваются - независимо от первоначальных намерений югендстиля - не как ремесленники, а как гении. И руки создают наружную и внутреннюю архитектуру, мебель, ковры и даже самые второстепенные предметы обихода (Вольфганг Пент: «...Вплоть до печати на письменном столе»). Бельгийский архитектор Виктор Орта доходит в разговоре со своим заказчиком даже до того, что заявляет, что хочет видеть свои дома «портретами» их жильцов. Однако для такого «жилого набора» Орты, Гауди или ван де Велде в качестве потенциальных покупателей может рассматриваться только хорошо обеспеченная в финансовом плане элита, которая к тому же в состоянии позволить себе получить соответствующее изысканному вкусу образование. Для народа, для рабочего человека, на которого, собственно, и ориентированы эти добрые намерения, это искусство слишком дорогое.
Вскоре появляются и первые модные течения в искусстве, так называемые
«измы» с их радикальными программами, которые выворачивают наизнанку
цели югендстиля, направленные на просвещение народа:
-в 1905 г, создается объединение «Мост», колыбель северогерманского экспрессионизма
-в 1905 г. «Дикие» (или «фовисты») также впервые выставляют в парижском «Салоне независимых» свои вызывающие замешательство картины
- в 1910 г. Кандинский рисует в Мюнхене свою первую абстрактную акварель
- в том же 1910 г. Брак и Пикассо совершают резкий поворот от реально воспринимаемой действительности
- в 1910 г. впервые выставляют свои произведения кубисты - также в  “Салоне независимых”
- в 1910г. молодые художники Берлина отделяются от проповедующего импрессионизм объединения «Сецессион» и основывают «Новый сецессион»
Начавшаяся затем мировая война означает конец существования югендстиля. Горькая действительность, кровь и страдания не считаются с его эстетизмом. Поэтому понятны слова, которыми искусствовед Майер-Грефе подводит итоги югендстиля как движения в искусстве: «Мы внесли слишком много искусства в нашу саму по себе имеющую право на жизнь идею. Искусство должно было быть связано с жизнью. Мы придумывали все, какие только возможно, связи, но все они были слишком художественными, если не сказать искусственными. И чем больше мы придумывали таких связей, тем дальше отодвигалась жизнь от наших прекрасных планов».
И тем не менее архитектура югендстиля оставила заметные следы:
- ощутимое стремление к созданию более достойных человека рабочих поселков
- большое количество просторных и уютных доходных домов, гостиниц, универмагов и коммунальных сооружений в архитектурных формах югендстиля (хотя в большинстве своем они и не стали «совокупными произведениями искусства») или в эклектической связи с элементами историзма
- небольшое число жилых зданий, театров (Кельн), музеев (Веймар) работы Энделя, Ольбриха, Орты, ван де Велде и др., а также все творения Гауди: его жилые дома, виллы, церковь «Саграда Фамилия» в Барселоне, рабочий поселок Колония Гуэль, парк Гуэль, которые относятся к совокупным произведениям искусства
- художественно-промышленные предметы обихода
- влияние на ”Новую вещественность” 20-х гг. (воспроизводимость мебели), на пластические формы экспрессионизма антропософское гётеанство и даже на паломническую церковь Ле Корбюзье в Роншане, а также и на «целесообразную» функциональную архитектуру.


Страница 1 из 4 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Классицизм, историзм, эклектицизм Культовая ( храмовая или религиозная) архитектура »