Югендстиль и модерн

5. Синтетические материалы начинают играть все большую роль в строительстве только в XX в.  Их преимущества заключаются, прежде всего, в незначительном весе, теплоизоляции,  пластичности,  возможности повторного производства,  сопротивлении коррозии, поэтому они используются, например, при реставрационных работах: Кельн, фиалы собора; Брайтон, купола Королевского павильона и домов в георгианском стиле и т. д..
К 1900 г. опыт, применяемый в инженерных сооружениях, все больше берут на вооружение и архитекторы. Но наружная облицовка зданий имеет в основном вид неестественной кустарной работы, поскольку изготовленные машинным способом конструктивные элементы лишь имитируют архитектурно-художественное оформление.
Югендстиль также создает лишь несколько сооружений, у которых конструкция и внешняя форма соответствуют средствам новых технологий.
И лишь в начале XX в. удается претворить в жизнь новую эстетику архитектурного искусства, которая остается определяющей и до наших дней. У истоков этой эстетики стоит манифест влиятельного венского архитектора Отто Вагнера (1841-1918), который до этого сам работал в стилях неоренессанс и югендстиль, но в 1906 г. обнародовал программу того, что до сегодняшнего дня понимается под современной архитектурой: «Современное зодчество пытается создать форму и мотивы, исходя из назначения, конструкции и материала. Эта форма, если она должна ясно выражать наши ощущения, обязана быть, по возможности, также и простой. Следует тщательно взвешивать все эти простые формы, чтобы добиваться тех прекрасных пропорций, на которых, собственно, и основывается впечатление, производимое творениями нашей архитектуры». В 1906 г. в Веймаре создается объединение «Баухауз», а в 1907 г. - немецкий Веркбунд. Начиная с 1907 г., итальянские футуристы разрабатывают свои фантастические, так никогда и не реализованные проекты современных городов. Голландские архитекторы из объединения «Стиль», приверженцы постулатов Ле Корбюзье о достойном человека мире жилья, а также отличающиеся социалистической направленностью конструктивизма XX в., пишут па своих знаменах девиз Салливена «Форму определяет функция» (1896), что становится программой функционализма.

Конструктивные элементы югендстиля оформлены в виде орнаментальных, более того, его постройки представляют собой в идеале синтез чисто орнаментальных форм, которые также могут быть несущими или заполнять свободные плоскости. Однако именно в этой неразличимости орнамента и статической структуры, декорации и функции и подозреваются новаторы. Возрастающее неприятие всего орнаментального достигает своего апогея в опубликованном в 1908 г. высказывании австрийского архитектора Адольфа Лооса: «Орнамент не только создается преступниками, он сам совершает преступление, нанося серьезный вред здоровью людей, их национальному достоянию и тем самым их культурному развитию».
Задачей функционализма является исключение всех элементов сооружения, которые не являются «активной составной частью конструкции». «Каркас конструкции выставляется напоказ исключительно как эстетическая ценность» (П. Мейер).
Чего так и не удалось полностью добиться югендстилю,  удается новым течениям  в архитектуре XX в. Социальная направленность приводит их к реализации замыслов и, в конечном итоге, после продолжительных первоначальных затруднений к пониманию широких народных масс. В незатейливой, без украшений прямолинейности, обозримой и направленной на практичность организации поселка, рабочий испытывает приятное чувство знакомого. И когда он строит собственный дом, это, как правило, функциональное сооружение.
Человеконенавистнические высотные жилые дома послевоенного времени, бездушные города-спутники и центральные части городов, а также некоторые церкви, похожие на силосные башни, являются подтверждением того факта, что сами по себе технические возможности не имеют эмоциональной окраски и становятся вредными лишь вследствие неправильного их использования или человеческой глупости.
Наряду с функционализмом, предпочитающим куб и прямой угол, возникает и направление, которое подгоняет план сооружения не столько к основным геометрическим формам, сколько к органическому движению человека. Впервые идеи этого направления в архитектуре были сформулированы американскими архитекторами. До Второй мировой войны строится лишь несколько сооружений, преимущественно жилых домов. В Германии Третьего рейха это направление осуждается, даже преследуется
- После войны из-за высокой стоимости строительства «органическая архитектура» реализуется только в таких сооружениях, средства на строительство которых поступают от небольшой обогатившейся и часто склонной к эксцентричности прослойки населения (строительство вилл) или из относительной неисчерпаемости общественных организаций (коммунальное и церковное строительство).

ЮГЕНДСТИЛЬ

В культовой архитектуре югендстиль не сыграл важной роли. К нему можно с трудом отнести лишь собор Темпло Эспиаторио де ла Саграда Фамилия в Барселоне. По структуре и декору, отталкивающимся от растительных и других естественных форм, а также по времени первого этапа строительства, совпадающего с периодом существования югендстиля, этот храм, как и его создателя Антонио Гауди, причисляют к югендстилю и считают главным культовым сооружением этого стиля:
- отдельные неоготические формы (похожие на кукурузные початки шпили башен, массверк стрельчатых арок, стрельчатые порталы)
- барочная чрезмерность форм
- маньеристско-антропоморфные формы
- символическое значение деталей
- использование красок и глазурованного кирпича в мавританско-испанской традиции
Намного большее значение имеет, однако, отказ от системы арочных контрфорсов - личный вклад Гауди в развитие статики (сечение).
Центральная часть свода имеет гиперболическую вогнутую форму, так как должна рассеивать свет от замковых камней, являющихся фокусными точками освещения. По направлению к колоннам они также гиперболические, но выпуклые. Звездообразные гиперболические плоскости соединяются с помощью параболоидных плоскостей.
Значение для статики: каждое поперечное сечение нефа отличается собственным равновесием. Ибо вес свода уже не разделяется - как в готических стрельчатых конструкциях - на давление вниз (на колонны) и на боковой сдвиг (отведен от арочных контрфорсов через крышу нефа на контрфорсы). Параболические и гиперболические площади почти образуют «вертикальную равнодействующую силу», т. е. вес свода перетекает исключительно вертикально на колонны.


<< -- | Страница 3 из 4 | -- >>




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Классицизм, историзм, эклектицизм Культовая ( храмовая или религиозная) архитектура »