Югендстиль и модерн

МОДЕРН

Процесс отхода от историзма и поворот к новым строительным материалам и конструкционным технологиям, а также и к новой эстетике периода до начала  Второй мировой войны можно проследить на ряде характерных примеров.
Архитектура Англии остается эклектической с традиционным предпочтением готике - (кафедральные соборы в Труро, 1887-1910;  Ливерпуле, спроект. 1901, не завершен. Дж. Скотт;  Гилфорде, 1936-1961, арх. Э. Моф).
Главное достижение модерна в Норвегии не столько во вновь построенных сооружениях, сколько в реставрации и перестройке кафедрального собора в Тронхейме,  Ерхинн, церковь Эйстейн.
Шведские церкви также отдают пока предпочтение граниту, кирпичу и деревянным перекрытиям  (Стокгольм, Энгельбректчюрка, 1906-1914, арх. Л. Вальман;  Гётеборг, ц. Мастхугсчюрка, 1916, арх. 3. Эриксон).
Церковь Грундтвига в Копенгагене символизирует почитание национальных героев и историческое самосознание, выражаемые с помощью строгого, стилизованного под готический архитектурного стиля, а также использования в национальных традициях кирпича.


Нотр-Дам в Ле-Ренси - первая церковь, построенная полностью из бетона воплощает начало новой культовой архитектуры, которая отказывается как от строительных материалов, так и орнаментики XIX в. Однако из-за несовершенной технологии бетонных работ сегодня находится в плохом состоянии. Среди многочисленных последующих аналогичных построек следует упомянуть церковь Св. Антония в Базеле (1926-1931), арх. Карл Мозер.
Немецкий экспрессионизм представляют крестообразная церковь в берлинском районе Вильмерсдорф (1930), арх. Э. Паулюс, и круглая церковь Санкт-Энгельберт в Риле, район Кельна (1931-1933), арх. Доменикус Бём.
Вторая мировая война прерывает дальнейшее развитие новой архитектуры. Из-за нанесенных войной разрушений и перераспределения демографических структур населения возникают большие задачи в области строительства. Им соответствует и огромное стремление широких масс парода к строительству. В Германии в 1945-1980 гг. было построено больше церквей, чем за предыдущие 400 лет. Единое стилевое направление в дальнейшем развитии церковного строительства можно обнаружить с большим трудом.

 Преобладают следующие тенденции:

1. Более или менее удачная реализация принципов ”Баухауза” и аналогичных идей. Тампере/Финляндия
2. Отказ от продольного сооружения в пользу псевдоцентрического в барочной манере. За основу последнего берутся не столько основные геометрические формы, сколько несимметричные и неупорядоченные органические формы. Архитекторы избегают прямых углов, в результате чего появляются дорожки, соответствующие естественной манере движения пешеходов. Очертания зданий расплываются, амёбообразно вдавливаются (Хаммельбург), образуют спиралевидные планы (Биллингс, Людвигсвинкель) или аморфные фигурации (Шёнеберг, район Берлина), выступающие в самых неожиданных местах внутрь или наружу. Иногда эта живая динамика пространственной компоновки  превращается  в структурную бесформенность.
Сложными являются и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. Эммерих. Ритуальный центр церкви, алтарное помещение, располагается не посередине, а места для сидения - как в амфитеатре.
В церковном помещении наряду с проповедями и религиозными праздниками проводятся и театрализованные богослужения (с участием музыкальных групп и артистов театра, с применением светотехнических эффектов и т. п.).
3. Выразителями тенденции к пластичной материальности, явно перекликающейся с экспрессионизмом, являются:
- паломническая церковь в Роншане (1950-1955), арх. Ле Корбюзье, соединение толстых, но пластично оформленных элементов здания из пустотелых двойных бетонных оболочек
- церковь на горе Георгенберг, Мауэр/Вена (1974-1976), по проектам скульптора Фрица Вотрубы; циклопическое скопление смещенных кубов
- Лихтенштейг/Швейцария
- Хельсинки, церковь в скале
4. Кафедральный собор Господа Христа в Ливерпуле (1962-1967), арх. Фредерика Гибберда, считается современным  воплощением  ренессансного идеала круглого центрического сооружения с расположенным в центре алтарем, возведенного с использованием современных технологий. Но разноцветные лучи света, льющегося из фонаря и узких отверстий в стенах, создают мистическую атмосферу средневековых соборов.
Структура материалов не закрывается облицовкой, лишь иногда покрывается краской (Роншан). Орнаментальные украшения используются редко, зато большой популярностью пользуются иконографические изображения на порталах, дверных ручках, купелях и амвонах.
5. Адаптация национальной архитектурной традиции. Ерхинн,  Копенгаген.

 

Источники: (3)

перейти: Список литературы

 




<< -- | Страница 4 из 4




Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться




Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Классицизм, историзм, эклектицизм Культовая ( храмовая или религиозная) архитектура »