От: Natasha Zvereva


Опубликовано: Сентябрь 19, 2012

Разнонаправленность в архитектуре XX века

В начале ХХ века в модерне происходит упадок, и он начинает вытесняться новым веянием той эпохи - конструктивизмом. Благодаря развитию промышленности в европейской архитектуре и живописи возникает так называемая эра целесообразности, в которой не нашлось места романтике, присущей модерну, а остались только строгие утилитарные формы.

Архитектор из Вены Адольф Лоос в своих публикациях подверг жесточайшей критике любые отступления от рационализма и различные архитектурные излишества. Он считал преступлением присутствие любых орнаментов. По его мнению, жилище должно представлять «единую» или «чистую» форму, где нет места никаким архитектурным излишествам и фантазиям художника. Вслед за ним многие известные мастера, еще совсем недавно ратовавшие за развитие модерна, например, Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Анри ван де Велде, оказались в рядах сторонников нового направления.

Всеобщая электрическая компания в 1907 году предложила Петеру Беренсу должность художника-консультанта. Это было прецедентным событием - впервые архитектору была предложена должность в крупном промышленном предприятии. Таким образом было определено общее направление развития в архитектуре и прикладном искусстве.

В изобразительном искусстве за это время сменяются несколько стилей, и неизменным спутником всей этой чехарды оставался формализм.

Одним из крупнейших течений в начале ХХ века был экспрессионизм. Ему были присущи такие черты, как контрасты, деформации, энергично очерченные контура. Эти явления оказали влияния в основном на внешнюю, декоративную сторону изделий. Иногда неожиданный эффект производила сама форма предмета.

В начале века появляются первые постройки, выполненные в духе новых для архитектуры конструктивистских тенденций. И одновременно с ними появляется такое явление, как кубизм. По сути это представляло собой еще один шаг к абстрактному искусству. Большинству людей такое искусство было непонятным. Да и среди специалистов такие композиции, в которых исходные элементы подвергались глубокому анализу, вплоть до полного разложения, встречались противоречивые мнения. Этот стиль отличался чистыми цветами и красивыми сочетаниями линий. Какое-то время кубизм присутствовал и в архитектуре, и в прикладном искусстве. В конструировании мебели понятие кубизм прежде всего ассоциируется с созданием предметов, которые составлены из простых геометрических фигур - квадрата, треугольника, призмы и т.д.

Нужно отметить, что одновременно с новыми веяниями продолжается изменение и приспособление прежних стилевых форм, но постепенно они утрачивают ту оригинальность, которая была им присуща в прежние годы, и окончательно обезличиваются.

Окончилась первая мировая война, наступило время восстановления экономики. Для осуществления крупных строек требовалось время. В условиях отсутствия практических задач специалисты начинают искать выход своей творческой энергии, занимаясь теоретической работой и экспериментальной деятельностью. В их разработках и проектах уже проглядываются  другие законы художественного творчества и новые архитектурные принципы на предстоящий период.

Главная роль в этом принадлежит Голландии, в которой возникает группа молодых архитекторов и художников. Ведущую роль в этом играют Тео ван Дусбюрг и Я. И. П. Ауд. Группа занимается сведением форм зданий к комбинации простых архитектурных форм. Используются вертикальные и горизонтальные геометрические элементы, прямые линии. Из всей цветовой гаммы используются только три чистых цвета: синий, красный и желтый.

В этом новом направлении архитектуры теоретической части уделялось слишком много внимания, что отрицательно сказывалось на его развитии.

Что касается предметов быта, то на них тоже распространилось влияние кубоконструктивизма, в котором применялось соединение обнаженной конструкции с геометрией. В 1917 году голландский архитектор Г.Т.Ритвелд, пользуясь новыми принципами, изобрел кресло, которое отличалось и по форме, и по конструкции. Автор назвал его «аппаратом для сидения». Этот аппарат, собственно, и дал старт новому направлению развития мебели.

В этом же году начинает активную творческую деятельность французский архитектор Ле Корбюзье. Тридцатилетний художник обратил свое внимание на проблемы жилища, на создание жилого дома новой, рациональной конструкции. В качестве основного материала для своих проектов он предложил использовать железобетон. Ле Корбюзье удалось спроектировать жилой блок в 1922 году, а в 1925 году на Всемирной выставке прикладного искусства, проходившей в Париже, он представил павильон "Эспри Нуво".  Большое влияние на направление архитектурной мысли оказала изданная Ле Корбюзье в 1922 году книга, которую он назвал «Архитектура будущего». Но довольно часто его идеи не совсем верно понимались современниками. В частности, совершенно неправильно был истолкован его тезис «дом - это машина для жилья», в котором он предлагал эстетику точности и чистоты и техническое совершенство.

Смелые проекты получали развитие и в Германии. В 1919-1921 годах Мис ван дер Роэ начал разрабатывать проекты небоскребов из стекла и стали. Впоследствии он станет одним из выдающихся архитекторов ХХ века. С его именем связаны такие шедевры мировой архитектуры, как германский павильон на Всемирной выставке в Барселоне, построенный в 1929 году, и построенный в 1930 году дом Тугендхат в Брно, в котором был применен принцип свободной и плавной взаимосвязи внешнего и внутреннего пространства. Дом представляет собой единое цельное помещение с перетекающим пространством, где нет традиционных комнат. В своем высказывании «большое - в малом» Мис ван дер Роэ выразил свое стремление к чистой форме, которая свободна от ненужных декоративных элементов. При проектировании мебели он придерживался тех же принципов. В 1926 году ему удалось сконструировать обычный стул из металлических трубок, на котором было пружинящее сиденье. Стул получил название «Барселона» и отличался простотой конструкции и роскошной отделкой. Он состоит из хромированных трубок и мягких сиденья и спинки, которые отделаны белой кожей.

Еще один этап послевоенного развития архитектуры связан с работой так называемого Баухауза, который был основан Вальтером Гропиусом в 1919 году. Он хотел увязать воспитание архитекторов и художников-конструкторов с настоящей производственной практикой. Он решил охватить не только архитектуру, но и сформировать всю предметную среду, окружающую человека. В новом учебном заведении присутствовали производственные мастерские. Основной задачей института была разработка типов и моделей вещей, которыми пользуются ежедневно. При этом разработки должны быть увязаны со всеми новинками техники и искусства. Подобные попытки предпринимались и раньше, но все они носили разовый характер. Только отдельным мастерам, таким  как П. Беренс, удалось добиться некоторых успехов.

В 19933 году, после прихода к власти нацистов, Баухауз был закрыт, поскольку его посчитали ненужным и вредным. Баухауз проработал 13 лет, и все это время разрабатывались красивые и удобные формы, которые основывались на появлении новых технологий и новых материалов. В Баухаузе были разработаны образцы самых различных предметов. Сюда входили фарфор, мебель, ткани, обои, осветительная арматура. Новинки Баухауза всегда отличались сочетанием функциональности и эстетичности и нередко оказывали влияние на само производство.

В Баухаузе начал свою деятельность известный проектировщик М. Брёйер. В 1922 году он, будучи студентом, разработал свою первую модель кресла. Затем в 1926 году ему удалось собрать кресло из полых металлических трубок, и эта конструкция получила большое распространение. Уже в следующем году Брёйер производит модели стульев и столов из полых трубок, рассчитанные на массовое производство. Впоследствии эти модели у него приобрела фирма Тонет-Мундус.

Ранние модели мебели Баухауза были  массивны и не очень удобны в пользовании. Первый заслуживающий внимания комплект мебели был разработан Гропиусом в 1927 году. Мебель была предназначена для складских помещений и магазинов и рассчитана на серийное производство.

В 1923 году Ласло Мохоли-Надь, который руководил металлической мастерской, проектирует приборы для освещения, которые удовлетворяют последним требованиям к световой технике.

Большой вред развитию мебельного мастерства нанесло появление еще одного «изма» - функционализма. Часто подчеркивание какой-либо одной функции шло в ущерб ее целесообразности. Одной из таких новинок оказался стул с натянутым на раму кожаным сиденьем. Стул выглядел наподобие мешка. В нем невозможно было сменить положение, и человек в одной позе быстро уставал.

Период поисков и экспериментов завершился в конце 20-х годов. На смену им пришли новые осмысленные формы, которые были очищены от примесей и подчинены задачи объединения материала, конструкции и техники.

Наряду с главным направлением развития существовало еще несколько второстепенных и параллельных течений. Так, в Германии и Италии во времена нацизма стал усиленно навязываться классицизм. Произошел частичный возврат к стилям ушедших эпох, что привело к причудливому перемешиванию новых и старых форм. Но эти отступления не оказали никакого влияния на развитие.

Некоторые мастера погрузились в романтический мир и стали создавать декоративную мебель и предметы повышенной декоративности, однако спрос на такую мебель был невелик.

После окончания второй мировой войны первостепенной задачей становится массовое жилищное строительство, и все дальнейшее развитие было полностью подчинено этой задаче.

Появляются новые высотные сооружения из стали, бетона и стекла. Поначалу это были, административные, конторские и общественные здания. В этих зданиях не было никаких излишеств. Они отличались чистотой архитектурных форм за счет умело подобранных пропорций.

По проектам Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье возводятся многоквартирные  жилые дома в Чикаго и Марселе, которые явились самыми крупными архитектурными сооружениями того периода. Это был новый шаг на пути к дальнейшему развитию организации жилья для людей.

Под руководством архитектора Р. Нейтра разрабатывается проект индивидуального дома, который был рассчитан на удовлетворение всех потребностей человека и ориентирован на повышенные культурные запросы. План дома позволял жильцам использовать внутреннее пространство по своему усмотрению. Были предусмотрены раздвижные стены и свободная планировка.

При разработке высотных жилых домов по проекту Мис ван дер Роэ был использован обратный принцип. Здания, которые начали возводить в начале 50-х, состояли из стальных каркасов и стеклянных стен. Внутреннее пространство было совершенно обезличено и содержало только самые необходимые удобства.

В тесной связи с архитектурой развивается производство мебели и прикладное искусство. В соответствии с требованиями времени развитие получали простые и рациональные формы. Начинается серийное производство типовой мебели, в том числе и корпусной. Переход на массовое производство требует изменений в самом проектировании мебели. Здесь можно выделить два направления: проектирование и сборка мебели из унифицированных деталей и производство секционной мебели, также собираемой из унифицированных деталей. В зависимости от размера квартиры и собственного вкуса, покупатель мог выбрать нужное количество секций или блоков.

Но универсальность и безликость такой мебели стала вызывать отторжение. Присутствие такой мебели в квартире вызывало тоску по традиционным формам. И во второй половине ХХ века получает второе дыхание коллекционирование мебели.

При всем разнообразии современной мебели уже нельзя говорить о каком-либо стиле в традиционном понимании. Сейчас каждый может выбрать тот стиль, который ему по душе. На рынке можно найти мебель на любой цвет,  вкус и кошелек.






Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


энциклопедия
Типовые серии домов + планировки квартир
 
Москва и МО
 
 
 
Питерские
 
 
Ещё:
 
 
 
Типовые планировки квартир: