Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова

Опубликовано: Январь 21, 2008

Укрепленный замок и дворец

Введение

Укрепленный замок и дворец, 2 стр.

Укрепленный замок и дворец, 3 стр.

ПФАЛЬЦ

Со времен Меровингов управление франкскими и их восточными королевствами-преемниками осуществлялось из многочисленных пфальцев (укрепленных резиденций с дворцом и вспомогательными постройками), которые властитель навещал поочередно вместе со своим двором и движимым имуществом. В дорожной книге, например, Генриха II (1002-1024) перечисляется примерно 200 таких поездок. Задачи пфальца были самыми разнообразными, часть из них осуществлялась только в период пребывания там властителя:

  • - размещение и обслуживание королевского двора
  • - центр управления ограниченной частью королевских владений
  • - рассмотрение судебных дел (юрисдикции короля)
  • - место проведения королевских заседаний и синодов, осуществляющих законодательную власть.

Архитектурно-художественное оформление пфальца как бы подтверждает законность притязаний короля на власть; для этого используются архитектурные элементы, широко распространенные и в современном церковном строительстве.

Лишь во второй половине XIII в. короли начинают создавать резиденции постоянного пребывания. Соседние города покупают опустевшие пфальцы и используют их в качестве административных зданий. Aula regia становится образцом для многочисленных зданий ратуш и крытых рынков (ср. Гельнгаузен).


УКРЕПЛЕННЫЙ ЗАМОК

Еще Меровинги жаловали своим вассалам земельные участки и уполномочивали строить укрепленные резиденции.

После смерти Карла Великого (814) королевская власть и власть ленников начинает ослабевать. Вскоре ленное поместье становится наследственным и все больше выходит из-под королевской власти. Право строительства укрепленных замков (получивших в отличие от обычных замков название «бург», от лат. burgus), хотя и принадлежит по-прежнему королю, реализуется, однако, с большим трудом. В 864 г. Карл Плешивый издает не имевший особого успеха указ о сносе всех укрепленных замков, построенных без королевского разрешения.

В это же время - конец IX в. - каролингская система широко рассеянных королевских пфальцев доказывает свою несостоятельность как средство защиты от нападений со стороны датчан, норманнов и венгров.

Саксонец Генрих 1 (919-936) покупает в 924 г. у Венгрии перемирие на 10 лет, в течение которых усиливает восточную границу своего королевства путем лихорадочного строительства укрепленных замков. Передача права строительства укрепленных замков живущим в тех местностях рыцарям быстро приводит к их независимости. Самовластное строительство укрепленных замков укореняется во всем королевстве и своей кульминации достигает к периоду прихода к власти династии Штауфенов, в XII и XIII вв.

Самостоятельность городов и союзов городов, а также развитие огнестрельного оружия ставят под вопрос значение и ценность укрепленных замков. В конечном итоге происходит их разрушение в 3 этапа: в период гуситских войн XV в., во время крестьянских войн XVI в. и в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648). По ландшафтному положению различают:
- замок на холме, на вершине и на гребне
- низинный (долинный) замок, окруженный, как правило, водой.

По отдельным элементам сооружений укрепленные замки можно классифицировать на замки-башни, замки-дома, замки с защитной стеной, замки с защитной оболочкой и замки с выделяющимся главным зданием.

Таможенные, пограничные, городские замки, замки, господствующие над местностью, контролирующие перевалы и дороги, говорят о функциональном назначении этих сооружений. Cведения о ранге и сословном положении владельцев дают следующие названия: пфальц, замок-дворец, замок-город, ленный замок, имперский, княжеский, графский, рыцарский замок, замок вассала, министериала, церковный замок, жилая башня городского патрициата, аллодиальный замок как свободная от ленных повинностей собственность землевладельца.

Стечением времени никаких изменений не претерпела «географическая» классификация.

С точки зрения архитектурных стилей намного больший интерес представляют для нас конструктивные формы укрепленных замков. Внешний их облик определяют элементы и архитектурные формы, соответствующие стратегическому назначению, пригодности для жилья и репрезентативности.

У истоков североевропейского укрепленного замка стоят сооружавшиеся в ранний период из камня или палисадов кольцевые валы - укрепленные убежища во время войн.

 

ЗАМОК

По происхождению и форме плана в Европе различают 3 типа средневековых укрепленных замков (по Герберту де Кабоге):

1. Кольцевой укрепленный замок возникает из насыпных земляных холмов, созданной, очевидно, норманнами в конце 1-го тысячелетия формы укрепления: земля, вынутая из кольцевого рва, образует в центре насыпь, на вершине которой строится жилая или оборонная башня из дерева или камня. Вокруг башни сооружается кольцо в виде палисада или каменной стены. Аналогичные сооружения, только намного больших размеров, возводились еще в Хеттском царстве и в Сирии.

2. Византийско-арабские 4-угольные сооружения берут свое начало от древнеримских укреплений. По образцу этих укреплений византийцы строят квадратные и - реже - прямоугольные сооружения. На углах сторон стоят башни, ворота снабжаются падающими решетками и отверстиями для слива йоды. В начале VIII в. арабы заимствуют эту оборонительную схему и усовершенствуют ее при строительстве укрепленных замков в Северной Африке. Благодаря крестоносцам этот тип укрепленного замка получает в течение следующих столетий распространение в Англии, Франции, Италии и на Пиренейском полуострове, реже в Балканских странах. Видоизмененные укрепленные замки этого типа сооружаются и Тевтонским орденом в восточных землях.

3. Укрепленный замок неправильной формы получает большое распространение в Центральной Европе. Формы таких сооружений зависят от количества защищаемого населения, стратегической важности местности, ландшафтных возможностей и ограниченности территории для строительства.

Термины «укрепленный замок» (или «бург»), «замок» и «дворец» не всегда точно различимы. Если «бург» - укрепленное место жительства, то «замок» может быть как укрепленным, так и «открытым». Термины «замок» и «дворец» часто имеют одинаковое значение.
Переходы от «благородного» каменного дома средневекового городского патрициата, выполнявшего до конца Ренессанса также и оборонные функции, к укрепленному замку и замку также весьма расплывчатые (палаццо Даванцати).

Названия типа maison (дом), memoir (дом феодала) или manor house (дом феодала), place (имение), house (дом), hall (холл), great house (большой дом) я palace (дворец) не дают достоверной информации о характере сооружения. Часто ими просто обозначают дорогостоящий дом горожанина или представителя мелкопоместного дворянства (дворец Стенли).

В XIX и XX вв. начинается новая путаница, особенно с понятием «дворец», начиная с «Хрустального дворца», как здания для проведения выставки 1851 г., и заканчивая ”Дворцом спорта” 1956. В этой путанице принимают участие даже социалистические страны (дворец культуры, народный дворец). В результате это понятие просто обесценивается до банальности: «Дворец бумаги» (французский магазин обоев).

В качестве жилого или репрезентативного здания замок является главнейшей строительной задачей абсолютистского княжества. В XV в. замок развивается из 3 основных источников:
- обороноспособного городского дома (родовое поместье)
- средневекового укрепленного замка, оборонительная ценность которого ставится в результате изобретения огнестрельного оружия большой пробивной силы под сомнение
- римской виллы

По назначению и топографическому расположению различают сельские, городские, увеселительные, охотничьи и замки, окруженные водой. Как правило, расположены замки так, что они:
- господствуют над естественным ландшафтом с возвышенного или защищенного водой места бывшего укрепленного замка
- являются центром искусственного (паркового) ландшафта
- началом или концом системы городских улиц.

В XVI в. при сооружении замков также продолжают использоваться централизующие формы укрепленного замка (Анси-ле-Франк, начат в 1555 г.; Прага, замок «Звезда», 1555).

1. Кугельхаммер, округ Швабах (1607-1608), арх. Нютцель. 2. Вёрлитц, Саксония (1769-1772), арх. Эрдманнсдорф. 3. Тальгейм, округ Херсбрук (1708-1713), арх. Мёзель. 4. Сирсдорф близ Юлиха, (1578). 5. Готтесау близ Карлсруэ (начат в 1589 г.), арх. Мурер. 6. Штейнбах, округ Лор (1725-1728), арх. Нейман. 7. Хаус Хюльсгоф близ Мюнстера (1540-1545). 8. Хорст близ Боттропа (1558-1583), арх. Йоханнсен. 9. Беверн близ Хольцминдена 0603-1612). 10. Аугустусбург близ Хемница (1568-1573), арх. Лоттер. 11. Анси-ле-Франк (1555). 12. Прага, замок «Звезда» (1555). 13. Кастель-дель-Монте, Апулия (ок. 1240 г.), Фридрих II. 14. Мюнхен, замок-пагода (1717-1719). 15. Финкельштейн (1716). 16. Нордкирхен Людингхаузен (1703-1730), арх. Пикториус и Шлаун. 17. Нойшванштайн близ Фюссен (1869-1892)

В Италии в период Ренессанса появляется имеющий форму блока городской дворец, а также - разработанное Палладио - прямоугольное строение с выдвинутыми вперед боковыми крыльями, которое получило особенно широкое распространение в Англии и Франции. Образующийся между 3 крыльями здания внутренний двор становится во Франции б XVI в. парадным двором, его открытая сторона перекрывается стеной или решеткой. Эта форма заимствуется многочисленными замками периода расцвета барокко, особенно в Германии и Австрии.

Позднебарочные замки часто представляют собой составные сооружения громадных размеров, собранные из отдельных зданий различных архитектурных форм (Людвигсбург).

Строгому церемониалу абсолютизма соответствует симметричная планировка замка, которая, по возможности, соблюдается и в разбивке внутренних помещений.
Главное здание выделяется ризалитом или павильоном в своей средней части и продолжается в фасадном фронтоне (фронтисписе). Углы не имеющей крыльев наружной (обращенной к саду) стороны здания также подчеркиваются ризалитами. Нижний этаж (партер, также название глубоко лежащей части сада - садового партера, непосредственно примыкающей к замку) включает в себя входной зал (вестибюль), садовый павильон (sala terrena), 2 также ряд небольших помещений. Верхний этаж (бельэтаж, piano nobile) является важнейшей частью замка с передним залом, занимающим в высоту 2 этажа парадным залом и покоями для господ. Вход через лестницу. В Средние века она имела чисто функциональное назначение, но в период барокко часто становится самым большим помещением замка. Капелла замка иногда представляет собой пандан театра.

С началом Ренессанса неотъемлемыми частями замка становятся картинная галерея и библиотека. Они выполняются в виде небольшого кабинета и освещенного с одной стороны коридора или анфилады комнат, двери которых располагаются по одной общей оси (анфилада появилась примерно в 1650 г. во Франции).

В членении фасада те же тенденции, что и в культовых сооружениях.

Важной частью барочного замка является садово-парковое искусство со строго геометрической планировкой на французский манер или как английский романтически оформленный сад с тщательно продуманным приближением к естественному ландшафту.

Роскошество часто приводит к жестокой эксплуатации подданных. Однако общество дает этому критическую оценку лишь в XVIII в. Раньше же для подданного роскошество князя являлось своего рода легитимным выражением власти, дающей ему определенную внешнюю и социальную безопасность. Для князя же оно означало личные удобства жизни в условиях немыслимой сегодня публичности. В большинстве резиденций замок и сад доступны для всех посетителей (Людовик XIV жалуется на бродящих по всему Версалю нищих).

Несмотря на наличие у князя постоянной резиденции, его жизнь протекает большей частью в путешествиях. В неполных записях дорожной книги кельнского курфюрста Клеменса Августа (1700-1761) перечисляется 330 поездок, которые он совершил за последние 20 лет своей жизни.
В XVIII в. большее распространение получают и небольшие уютные замки, где можно укрыться от постоянного пребывания на глазах общества. По этим же причинам в моду входит отель - городской дворец аристократии. В его салонах развиваются формы декора и образа жизни, которые в качестве рококо и стиля Людовика XVI представляют собой конечную фазу барочной феодальной эпохи.

В XIX в., появляется несколько замков в классицистическом стиле. Кульминацией, подчеркивающей исторический момент замков романтического стиля, являются фантазии баварского короля Людвига II.

см. ещё:

Греческие дворцы и замки

Средневековые дворцы и замки

Замки периода классицизм и историзм

Замки и дворцы периода Ренессанс

Укрепленный замок и дворец в англии

Фотогалерея форума портала:

Замки, дворцы, особняки

Интерьеры особняков, дворцов
От: marina51v




Похожие темы


----------------------------





Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)
« Укрепленный замок и дворец в Англии Укреплённые замки в Греции »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!




¬???? ¬???